ООО "Саньола",  "Туры по Золотому кольцу России"

  Ул. Бахрушина, дом 23, стр. 1, оф. 105.  "Как  пройти от метро "Павелецкая" 

8(495) 532-53-94

8(495) 532-52-94

8(925) 506-30-33

E-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

 

Ковров, Спасо Преображенский собор

 

КОВРОВ


История Коврова  начинается  в то же время, как и Москва и основан был теми же людьми.
Андрей  Боголюбский  шел по этим лесам к деревне Стародуб в гости к своим друзьям, заплутал и вышел к месту, которая в те времена была обозначена как деревня Филипповка.  Здесь он остановился и в честь своего спасения повелел основать  здесь церковь Рождества Христова. C о времени заложения церкви деревню переименовали в село Рождествено.  Село Рождествено было вотчиной  князей Стародубцевых.  ( для информации Южа была вотчиной князей Пожарских.)  Село разрасталось  и в какой то момент владельцем стал родственник князей Стародубских Ковров, имя которого закрепилось в названии этого населенного пункта.

 

Ковров всегда был городом мастеровым, промысловым. Город включен в маршрут «Золотые руки России». Основным прикладным промыслом было изготовление глиняной игрушки, как говорится и для дела, и для забавы.В туристическом плане в Коврове можно· на время стать мастером по изготовлении глиняных игрушек, под руководством опытных мастеров.

 

Посещения музея прикладного искусства.
Экскурсанты знакомятся с картой 15 века, на которой условными знаками помечены места, где размещались мастерские, сапожные, бондарный, валяльные, все промыслы славящие· ковровские· земли. Самым· известным и значимым считалось гончарное дело потому что· было много линзовых залеганий великолепной белой глины. Есть конечно, и красная глина, но белая выше качеством и с ней предстоит познакомиться всем участникам интерактивной программы.

 

После предварительного ознакомления с историей ковровской игрушки наступает этап самостоятельной лепки из белой глины. Для чего каждому из участников выдается глина, на столе, застеленной клеенкой лежит губка и чашка с водой, и очень простой инструмент: острые палочки , ручки от использованных кисточек и древние картофелечистки, для получения углублений в игрушке.
Лепить предлагается русскою потешку, петушка-свисток. Образец· петушка стоит на каждом столе, мастер объясняет каждый· этап процесса лепки и показывает слайд фильм.
 

Основное правило при работе с глиной – это не переусердствовать с водой.· Саму глину не мочат, а только слегка увлажняют руки о губку, которую предварительно хорошо отживают от излишка влаги. Мастер успевает подойти ко всем , словом и делом подсказывает и помогает каждому, особенно, когда требуется проколоть отверстия, чтобы игрушка засвистела.

мастер-класс по ковровской игрушкемастер-класс, ковровская игрушкамастер-класс, ковровская игрушкамастер-класс ,лепили петушкамастер-класс ковровской игрушкиГотовую игрушку каждый может взять с собой. Обжига, конечно, не будет. Но если игрушку подсушить в течение 3-х 4-х дней, то она высохнет побелеет и станет крепкой. Затем ее надо покрыть несколькими слоями клея ПВА, можно раскрасить и снова покрыть ПВА. Клеевая оболочка защитит игрушку от влаги. Иначе вода может расквасить глину и она растечется.
 

Технология лепки проста. Отщипывается кусочек глины, катается из него колбаска, которая сгибается в ладонях под нужным углом. Большими пальцами руки· глина сдвигается от хвоста к голове. Надавливая пальцами по кругу, формируется· шея. Лишняя глина просто отрывается от общего куска. Сдвигая и надавливая получаем заготовку тела с головой, лапками и хвостом. Из этой базовой заготовки можно слепить любую зверушку. У нас петушок.

Катаем несколько маленьких шариков из глины, для клюва, гребешка крылышек. Придаем им форму и приклеиваем к туловищу, смачивая место присоединения водой и придавливаем деталь.
 

Далее начинаем «озвучивать» свистульку. В самом широком месте туловища, снизу ножом выбираем глину и· стенки в образовавшейся· пустоту· затираем увлажненным пальцем. Получили резонатор. C боков прокалываем деревянной спицей· два отверстия для переливов. Смотрим на просвет и и,· если все в порядке закупориваем резонатор тонкой лепёшкой из глины. Аккуратно затираем. Остается только в этой лепешке спицей в середине предполагаемого отверстия проколоть крышечку и сдвинуть инструмент к хвосту, прорывая заглушку. Далее кисточкой с плоским хвостиком прокалываем· хвост, направляя кисточку так, чтобы она вышла в полученное ранее отверстие в резонаторе. Здесь важно сделать прокол под нужным углом.

Если игрушка сразу не засвистела – не страшно. Все исправляется самостоятельно или с помощью мастера –руководителя. После всего игрушка разглаживается увлаженными руками до блестящей поверхности.

 

Мастер-класс в КовровеИгрушки были разные. Ковровские игрушки очень простые и не яркие, в отличие, например, от дымковской, которую отличают яркая цветовая· гамма. Дымковская игрушка делалась из красной глины. У неё очень массивные· детали, крупный хвост, крылья. Мелких деталей практически нет. Важная отличительная черта – это нарисованные геометрические фигуры по белому фону. Если на игрушке нарисованы ромбы, квадраты круги, то можно смело утверждать, что это дымковская игрушка.
Филимоновская· игрушка тоже красивая и яркая, расписанная в полосочку, как матрасик .Отличительная черта филимоновской игрушки, это наличие вытянутых частей.· Используемая глина в этих игрушках при сушке трескается и мастер вынужденно затирает эти трещины, при этом искажается форма, излишне вытягивается. Это свойство филимоновских глин, которые быстро теряют влагу и дают трещины. Мастер спасает игрушку,· заглаживая· трещины и придавая игрушке несуразный вид. Значит если у игрушки вытянутые детали и полосатый раскрас -· это изделие филимоновских мастеров. Её сложно перепутать с другими, она резко отличается своей формой и раскраской.
 

Самыми дорогими на ярмарках были именно дымка, филимонка и ковровка, так их называли в быту . Не каждый человек мог их купить. Стоили очень дорого. Самой доступной по цене были игрушки ковровского производства. Она была не слишком изящной, но функции свои она выполняла, например, свистела.· Игрушка должна была всегда что то издавать. Для малых детей –это погремушка. Гремит и отгоняет злых духов. Дети постарше получают свисток, тоже отгоняют злых духов.
 

Игрушки делались всегда со смыслом.· Несли· в себе некую программу. Если мастер сделал птичку, синичку, курочку, трясогузку· или жаворонка, именно птицу,· то подарит он её девочке. Чтобы она,· когда вырастет,· смогла свить свое уютное семейное гнездышко, чтобы у неё был любящий заботливый муж, чтобы у неё было много детишек. Поэтому птичек дарили девочкам и ни в коем случае, мальчикам.· Мальчикам, скорее всего, подарят медведя, что бы они выросли сильными, здоровыми как хозяин леса медведь.
Рогатых животных, козликов например, дарили всем. Рогатые звери считались оберегом на богатство и достаток. Чем выше, массивнее рожки, чем сильнее действие оберега, тем богаче будет в доме. Принимайте игрушки коров, лосей, козочек и не ищите иного смысла, чем тот что передали нам наши предки.

Важнейший· процесс при изготовлении· изделий из глины – это обжиг. Постепенное нагревание до 1000 градусов и постепенное охлаждение. Обожжённые игрушки уже не боятся воды, плесени, её можно мыть даже химическими средствами.
Сырую глину, богатую минералами хозяйки давали как подкормку домашней птице. А черепки. Крошка обожженной глины, уже становится не пригодной для этих целей.

 

Ковров славен своим гончарным делом и своей белой глиной

Как только человек понял уникальные свойства глины, то он начал применять ее для своих нужд. Важную роль глина нашла в строительстве. Из глины стали делать кирпичи и на каждый кирпич мастер ставил свой фирменный знак, клеймо мастера.· Клеймо являлось знаком качества и это являлось подтверждением ответственности мастера за каждый кирпич. Кирпичи этой эпохи отличались особой долговечностью, прочность кладки с каждым годом не становилась хуже. Кладку отличала особая ровность и темно-бордовый цвет материала кирпича. ·

Автор строк имел честь· познакомится с прочностью старинной кладки во время службы в Кронштадте, когда из-за взрыва газовых баллонов сложились стены одного из 2-х этажных цехов· на морском· заводе Стены первого этажа с клейменными кирпичами, скрепленными на растворе просто упали внутрь цеха, практически целыми, в отличие от стен позже надстроенного этажа.

 

Жидкой глиной заливались полы и потолки, они назывались черными полами.· Здесь глина выступает как утеплительный слой, но главное ее свойство -это гидро и пароизоляция. Это экологически чистый материал· не имеет аналогов· в обширной цепочке современных· пленочных средств из-за своей способности удерживать влагу внутри себя и постепенно отдавать ее по мере высыхания. Немецкие строители· стали· внутреннюю часть стены заполнять необожженными кирпичами. В этом слое конденсируется влага в так называемой точке росы. Глина закупоривает эту вредную для сооружения влагу внутри себя.
Дом, построенный моим дедом, который родился в Мещерском влажном крае, как раз использовал глиняную заливку· на потолке и крыше деревянной избы, а подоконники гидроизолировал· берестой.· Дом стоит до сих пор.

 

Белая глина· снимает жар и ломоту в суставах. В народной медицине глиняные лепешки прикладывали к больным местам, а детям клали на лоб.· Использовали глину осторожно, время процедур ограничивали 2 часами, а потом глину зарывали в землю.· Передержать глину во время лечения запрещалось. Глина впитав в себя болезнь, могла вернуть её обратно. По этой причине эту глину более нигде не использовали.

 

В 1925 году в Клязьминском городке, что находится в 18 км от Коврово, проводились археологические раскопки, где было обнаружено множество глиняных черепков от посуды и глиняных игрушек. Это доказывает, что гончарный промысел в Коврово был хорошо развит.
Игрушки из белой глины· на вид неказисты,· их изготавливали· кусочков глины, оставшихся после изготовления посуды· и особо не раскрашивали. Это был побочный продукт, детям в радость и глина не пропадала.

 

Промысел игрушек вернулся в виде дымковской школы, филимоновской игрушки, абашевской и других известных марок со всей России.
 

Есть 4 отличительных черты, по которым можно отличить ковровскую игрушку. Во первых игрушки все добрые веселые, нельзя увидеть ни одной грустной мордашки, коровы и то улыбаются. Это раз. Во вторых смотрим на роспись. Роспись утонченная, тоненькая тоненькая· прорисовочка. Мастера работают как по шкатулкам так и по игрушкам. В других игрушках встречаются ромбы квадраты здесь же утонченно положенные штрихи и линии. Интересны и растительные орнаменты.· В третьих смотрите на наличие мелких деталей. Их очень много. У кого то серёжки, бантики,· косички. Белая глина очень эластична, она не дает трещин, что и позволяет делать мелкие детали.· Четвертая отличительная черта – это тематическое разнообразие. Здесь и праздничные гуляния,· представлен и русский быт, как купали детей, как читали им сказки, как заготавливали дрова ,· как пили чай.· Прямо объемные фотографии· из жизни.
В музее один из стендов посвящен черепице, которая была найдена в деревне Пестово, где был завод. Кирпичи и израсцы тоже делали в ковровском районе из местной глины.
Если вспомнить про гончарное ремесло в Переславль Залесском, то там белую глину привозили с Украины.

 

Местная глина имеет несколько названий: белая, голубая, серая, пестовская, но все это одна и та же глина.
Почему белая, потому что при высыхании глина принимает белый цвет. Почему голубая. Когда ее добывают, копают· в копанке, то она имеет природный голубоватый приятный цвет. Пестовская глина называется по месту ее добычи у деревни Пестово. Серый цвет глина приобретает, когда её перемешивают с водой, отсюда название серая глина.
Как же мастер начинает свою работу? Конечно глины нужно было где то достать. Мастер шел на свою заветную копанку и просто ее выкапывал. Местонахождения место добычи держалось в секрете. Копанка· передавалась по наследству от отца к сыну. Если сыновей не было, хозяином заветного места становился подмастерье.
 

Глиняные пласты, хорошей глины пролегают на глубине не менее 5 метров от поверхности земли. Глина копалась один раз в год, как правило,· зимой, когда не мешали добычи· грунтовые· и поверхностные воды. Глина перекладывалась в деревянные бадьи, заливалась водой и рубилась лопатой. И по сей день, например, печники таким же образом затворяют глиняный раствор.
Для работы брался раствор в объеме суточной выработки, ни грамм лишнего. Глину заносили в избу, высыпали на пол. Мастер разувался до босых ног· и начинал глины топтать.· Глину разминали пятками, топтали, прыгали и даже били по ней колотушкой. Добивались исключительной мягкости и однородности состава. Любой камешек приводил к браку, в печи посуда трескалась и даже могла взорваться.· Отсюда такая тщательность проминания глины.
Глину собирали и мастер· начинал изготавливать изделия для продажи, посуду. Это могла быть корчага, большой глиняный горшок.· Для· приготовления корма· скотине емкость корчаги достигала двух ведер.
 

Особой популярностью пользовались крынки, удобные сосуды, имеющие талию в верхней четверти горшка.· Диаметр окружности в этом месте позволял руке плотно обхватить· посуду, почти сомкнув пальцы рук и не выскользнуть ни вверх ни вниз из-за· утолщения сверху и снизу от обхвата.· Это очень удобно. Но особую практичность кринке придавало способность материала и даже самой формы сохранять постоянную температуру. Многие знают, что глина как термос· хранит температуру очень долго.· В Крынках хозяйки· хранили молоко, которое могло сохраняться до одной недели , конечно, стоя в прохладном месте.· Но все равно приходило время, и молоко сквашивалось, и тогда сливки скапливались в наиболее узком месте посуды и их очень легко было достать деревянной ложкой из горловины кринки, без остатков· и без перемешивания со скившимся молоком.· За это любили эту посуду.
Я сам до сих пор благоговею, когда вижу глиняные кринки. Сразу в памяти возникает· воспоминание, как я крадусь вслед за бабушкой под крыльцо избы, где был лаз под· дом. Там всегда на кирпичах стояли крынки с молоком . Бабушка открывала дверку и доставала крынку и начинался процесс снятия сливок. Цвет сливок отличался от цвета молока и сам цвет был вкусным. Память держит эти сладкие моменты жизни крепче,· чем жесткий диск. Каждый поход под· дом· не утрачивал своего гипнотического действия и ожидания· очередного чуда в три пальца толщиной.

Если к крыночке приделать ручку и сливной носик,· то получится· кувшин.

 

Специфическую· форму· придавали горшку.· В горшках готовили пищу в печах. Доставали горшки ухватами, поддев дужками ухвата за нижнюю часть горшка.· Каждый горшок имел свое название и знал свою еду. Когда мама просила принести «Щиной» горшок, то дочка приносила горшок для щей, а не «кашник» для каши. В горшках «малыш» готовили еду для малышей. Это был маленький горшок на одну порцию и с ручкой.· Глина удерживает вкус и запах приготавливаемого блюда, стенки пропитываются запахом и передает его тому продукту, что находится в горшке. Каша со вкусом кислых щей не всем· может понравить ся. Но постоянство приготовления одного и того же блюда в горшке только усиливает вкус и аромат· этого яства. Поэтому для хозяйки был неписанный закон, для каждого блюда свой горшок.

 

После изготовления посуды, у мастера всегда оставались маленькие кусочки глины. Возле мастера всегда крутились малые дети, которые просили что-нибудь сделать игрушку. Все остатки глины шли на изготовления игрушек. Игрушки были лишь побочным продуктом· работы гончара.

 

Ковров, что о нем говорят  его жители

Ковров - город с интересной судьбой. Старая часть города застраивалась по регулярному  плану Екатерины Великой. По одному из  своих  царских  указов,  было решено проложить рядом с Ковровым железную дорогу.  Сейчас дорога существует. Но изначально после длительного строительства, первый же пущенный поезд сошел с рельс прямо напротив станции. Долго перестраивали, ремонтировали дорогу, но и второго поезда  ковровцы не дождались. Рухнули опоры моста вместе с водонапорной башней. Как говорится правило, что снаряд дважды в одну воронку не падает с Ковровым не действовало. В третий раз стали строить железную дорогу и только с третей попытки удалось запустить и пути и всю инфраструктуру, связанную с железной дорогой.

Что интересно, что к началу двадцатого века, в Коврове проживали преимущественно мужчины. При этом из 9,5 тысяч проживающих людей на долю крестьян приходилось всего 2. 5 тысячи человек. Город был явно не сельско-хозяйственным.

 

В городе были построены железнодорожные мастерские по ремонту подвижного состава и локомотивов. В советское время, в начале 20 годов железнодорожные  мастерские были перепрофилированы в связи с потребностью страны в ремонтную базу сельскохозяйственной техники. Завод стал производить свой экскаватор  «Ковровец» . Тот же завод производил и мотоциклы «Ковровец».

 

К началу Первой Мировой войны в Коврове практически с нуля был построен пулеметный завод. На базе этого завода выпускались знаменитые автоматы и пулеметы Дегтярёва. Разработчик стрелкового оружия Дегтярёв придумал и создал пистолет-пулемёт, противотанковое ружье Дегтярёва. Конструктор создал оружие, с помощью которого была выиграна Великая отечественная война.  Небольшой промышленный город был долгое время закрытым городом. Дегтярёв долгое время жил в городе, здесь же и похоронен. Могила его находится в центральном парке. На могиле Дегтярёва стоит памятник, автор которого   известный скульптор  Манизер Матвей Генрихович.  Москвичи все знакомы с его работами, так как станция метро площадь Революции украшена  его  84 монументальными работами. Именно на этой станции встречаются группы, отправляющиеся  на экскурсии по Москве.

 В Коврове в годы ВОВ зародилось движение, когда женщины на производстве выдавали двойную норму за себя и за того парня, ушедшего на фронт.


Ковров город небольшой, но в нем сохранилось три крупных церковных сооружения- это
Спасо преображенский собор,  церковь Рождества Христова и церковь Ионы Божьей матери.
В старой, двухэтажной  части купеческого города сохранилась типичной поспожарная каланча начала века.
В городе работает историко – архивный музей, небольшой музей Дегтярёва, где собраны вещи принадлежащие ему,  есть еще музей зайцев. Связи вроде бы нет с  автоматами, но на гербе города  изображен заяц,  зверья в окрестностях  было много. Если в Мышкине собирают мышей, в Петушках – петухов, то почему бы  в Коврове не собирать  ковры? Но решили собирать фигурки зайцев.  Группы туристов туда не возят, так как пропускная способность музея чрезвычайна мала. При самостоятельном просмотре можно заглянуть в этот миленький музей.

 

 

Как забронировать путевку по Золотому кольцу России

1)   Кликните на кнопку "Бронировать", позвоните по телефону или пришлите Заявку в произвольной форме по электронной почте:  This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it .
 

2)    Менеджеры отдела по Золотому кольцу и турам по  России получат  от Вас необходимую информацию, забронируют  тур, оговорят условия оплаты и  получения Вами комплекта документов на тур.
 

3)    Оплатить тур можно наличным или безналичным путем. Подробнее.
 

4)    Менеджеры компании будут постоянно держать Вас в курсе  поступления денег на счет компании,  немедленно сообщать о  движении  денег и статусе заявки.
 

5)    Офис компании   находится по адресу  >>>


тел. 8 (495) 532-53-94
8(495) 532-52-94
8-925-614-64-08
E-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

 

Экскурсии по Золотому кольцу>>>