ООО "Саньола",  "Туры по Золотому кольцу России"

  Ул. Бахрушина, дом 23, стр. 1, оф. 105.  "Как  пройти от метро "Павелецкая" 

8(495) 532-53-94

8(495) 532-52-94

8(925) 506-30-33

E-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

 

Палех, современная лаковая миниатюра 

 

Палех-центр лаковой миниатюрыПалех, лаковая миниатюра

 

История возникновения сел Палех и Холуй


На территории Ивановской области находятся два села, Палех и Холуй. Ударения ставится на первый слог. У всех на слуху эти села из-за известных лаковых миниатюр. В этом 2015 году палехской миниатюре исполнилось 90 лет, а холуйской 80. Но начну рассказ не с описания лаковой мимнатюры, а практически с самого начала.
 


Палех, лаковая миниатюраСтояли два села, одно из них Палех, а другое совсем недалеко село Никольское. Села разрослисьПалех, лаковая миниатюра и оказалось, что два деревянных храма оказались рядом. Случилось несчастье и вселе Никольском храм сгорел. И тогда Палешане принимают решение, а это событие было в конце 16 века, объединить два села, создать одно село под названием Палех и построить большой в кирпиче красивый храм. Так было и сделано.
Свое название село заимствовало от небольшой реки Палешка, которая протекает по эти землям.
 


Палех, Крестовоздвиженский храм вечеромКогда решили строить новый храм, то остановились на суздальском варианте пятикупольного храма с шатровой колокольней. Храм изначально был с зелеными куполами а позднее стал называться Крестовоздвиженским. Палешане и холуяне издревле занимались иконописью и все пошло именно от этого занятия селян. Когда храм был отстроен, то с написанием икон проблем не было. В храме художниками  Палеха был  расписан  шести ярусный иконостас. А вот фрески на стенах писать не умели. Для росписи стен из Москвы пригашаются братья Сапожниковы, которые со своей артелью и расписывают стены храма. Уж больно понравилась селянам роспись храма и тогда они обратились с просьбой к братьям остаться  в Палехе о обучить  их тонкостям росписи фресок, чтобы уметь не только иконы, но и храмы расписывать.

Братья остались, а мастера Палеха проявили изрядную сноровку и быстро постигали новое для себя дело. Артель создалась большая, желающих научиться писать фрески,  было много. Через несколько лет расписанные фрески братьями Сапожниковыми требовали подновления.  Палешане не решились сами оживить краски на стенах, вдруг еще рука не набита и мастерство не соответствует поставленным задачам. В это время Братьев Сапожниковых уже в Палехе не было. И вновь обращаются Палешане в Москву. Но случилась незадача, приехали другие мастера и они не подновили фрески, а переписали их заново, но в непонятной для селян  чувственной манере немного в возрожденческом стиле.  Палешане пришли в замешательство, и они решили больше не доверять роспись своих храмов.

 

Взяли кисти, взяли краски свой храм заново сами.
Работа палехских мастеров была замечена и были оно приглашены в Москву писать грановитую палату. Вернулись из Москвы ребята с баснословными деньгами. А деньги они не пропили, не прогуляли, а создали в своем храме удивительный шести ярусный иконостас. Иконы все полностью  написали сами. B заиграл, засиял палехский храм, потому что палешане как никто другой просто лелеяли свой храм. Храм рос, подновлялся, писались новые иконы, а когда пришли тяжелые советские времена, храм закрыли, сделали здесь склады.
 

До Палешан дошел слух, что недалеко от них в Шуе Воскресенский храм, с удивительной Шуйской смоленской иконой целиком и полностью был разграблен, церковные книги сожжены. Все что можно было продать, подали, а деньги отправили голодающим Поволжья. Был бунт, шуяне стали на защиту своего храма, священника арестовали.
Палешане поняли, что скоро придут к ним.  Было решено разобрать иконостас и все иконы разнести по домам и спрятать, кто где сможет. Когда приехали власти, храм был пуст. Палешан выстроили, грозили расстрелом,  батюшку сразу арестовали. 

 

Известно, что батюшка из Воскресенского и Палехского храма сидели в одной камере и при жизни себя отпели, потому что они понимали,  какая участь их ждет.  Верующие Палешане выдержали натиск со стороны властей, не сдались и не вернули спрятанные духовные ценности.  Конечно, часть икон была отдана, но большинство сохранить удалось. Храм был закрыт  и использовался под склады. Когда пришла политическая оттепель, храм передают музею для выставки древнерусской живописи. Когда работники музея вошли внутрь храма, то  они увидели наполовину черные стены. До настоящего времени нижний предел ещё не приведен в порядок. Сырость в храме породила грибок, а грибок уж если появился, то поедает все на своем пути. К счастью на верхней части храма удалось побороть  этот грибок. Что же делать, фрески хотелось сохранить и кто то посоветовал музейным работникам обходить храм  с кадилом и ладаном. Службу в храме бы не разрешили, а вот зажигать кадило было под запретом. Совет был принят, и свойство ладана обивать болезнетворные бактерии остановили грибок. Это позволило сохранить часть фресок в верхнем приделе, не в идеальном, но в приемлемом  состоянии.
Палешане стали возвращать в храм спрятанные ими иконы и теперь их все могут увидеть.

 

Крестовоздвиженский храм строгих нравов, он монастырский, это придел Николо- Шартомского Ивановского мужскогоПалех, колокольня Крестовоздвиженского храма монастыря, поэтому служба проходит каждый день и утром и вечером.
Величественный храм с колокольней привлекает внимание не только красотой сооружения, но и необычным для глаза сиреневым цветом куполов. И первый вопрос возникает о краске, откуда такой цвет? Что другой не было?  Но все не совсем так. В православии есть определенная символика цвета. Если купола синие, то главная икона храма Богородица или другая женская икона, если купола золотые или зеленые, значит Спаситель.  Палехский храм сиреневый, а это цвет символизирует цвет креста и храм носит название Крестовоздвиженский.  Если путешествуя по России встретятся  храмы с сиреневыми куполами, значит перед вами Крестовоздвиженский храм.
27 сентября на праздник крестовоздвижения  главный крест храма украшают сиреневыми цветами.

 

Интересно, что   в отличие от большинства других храмов, где имя архитектора осталось неизвестным, Палехский храм строился по проекту  Дубова, чья подпись была обнаружена любознательными людьми.  Запечатлев в веках свое имя, Егор Дубов, думал, скорее всего, не о своем тщеславии,  а в угоду супруге своей, но мне больше нравится версия о любви Егора и Екатерины, память о которой осталась в веках.  Надпись на стенах храма гласит, что это храм отстроен Егором Дубовым, а рядом приписка и супруга его Екатерина.  

 

Об иконе Богородицы на черном фоне в Крестовоздвиженском храме, о других росписях и главном символе храма, можно узнать, посетив наши экскурсии по Золотому кольцу России

 

Как забронировать путевку по Золотому кольцу России

1)   Кликните на кнопку "Бронировать", позвоните по телефону или пришлите Заявку в произвольной форме по электронной почте:  This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it .
 

2)    Менеджеры отдела по Золотому кольцу и турам по  России получат  от Вас необходимую информацию, забронируют  тур, оговорят условия оплаты и  получения Вами комплекта документов на тур.
 

3)    Оплатить тур можно наличным или безналичным путем. Подробнее.
 

4)    Менеджеры компании будут постоянно держать Вас в курсе  поступления денег на счет компании,  немедленно сообщать о  движении  денег и статусе заявки.
 

5)    Офис компании   находится по адресу  >>>


тел. 8 (495) 532-53-94
8(495) 532-52-94
8-925-614-64-08
E-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

 

Экскурсии по Золотому кольцу>>>