ООО "Саньола",  "Туры по Золотому кольцу России"

  Ул. Бахрушина, дом 23, стр. 1, оф. 105.  "Как  пройти от метро "Павелецкая" 

8(495) 532-53-94

8(495) 532-52-94

8(925) 506-30-33

E-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

 

фото, город Александров 

Города Золотого кольца России, Александров

Александров - город на полпути между Москвой и Владимиром, знаменит Александровской слободой, бывшей фактически столицей Русского государства в годы Опричнины Ивана Грозного. Отец Ивана Грозного Василий III приобрел эти земли в 1505 году. Во время поездок на богомолье и охоту, он часто приезжал в Алексадровскую слободу, чтобы отвлечься от повседневных государственных забот.

   В 1508-1513 г. здесь построили церковь Покрова Богородицы, которую в конце 17- начале 18 века заново осветили во имя Святой Троицы, и роскошные княжеские палаты (Государев двор). в 1533 г. Василий III скончался, и Александровская слобода стала владением его вдовы Елены Глинской. Свой расцвет Александровкая слобода пережила при Иване Грозном.

  Иван IV прожил в Слободе со своими опричниками 17 лет, за что она снискала мрачную славу "кровопийственного града".  Именно из Слободы Иван IV в 1570 г. отправился в карательный поход на Новгород, разграбил его и разорил Клин, Тверь и Торжок, а захваченные сокровища свозились в Александровскую слободу.

  При Иване Грозном в Слободе возвели еще 2 церкви - Покровскую и Успенскую.

  Кроме храмов в Слободе были выстроены три замечательных царских дворца.

   16 ноябоя 1582 г. в Александровской слободе произошла трагедия, повлиявшая на весь дальнеший ход русской истории. Утром царь Иван Грозный зашел в покои сына, царевича Ивана, и застал невестку, Елену Шереметьеву, "убранной неприлично": На женщине, находившейся на последнем месяце беременности, была всего одна рубаха, а в соответствии с требованиями того времени она должна была одеть не менее трех, несмотря на то, что находилась в жарко натопленной комнате. Разгневанный царь ударил ее. На крики царя и плач жены пришел Иван Иванович и вступился за Елену, но тут досталось и ему. Во время ссоры Иван Грозный смертельно ранил старшего сына ударом посоха в висок. Царевич через 3 дня умер. Елена Шереметьева двумя днями раньше разрешилась мертворожденным мальчиком. Опомнившийся царь чуть не сошел с ума от горя.

   После смерти царевича Ивана Иван Гродный навсегда покинул Александровкую слободу. Она опустела и пришла в упадок.

   Возрождаться Александровская слобода начала только в 1630 г. ,когда был сооружен деревянный путевой дворец.  В 1651 г. было получено разрешение основать в Александровской слободе Свято-Успенский женский монастырь. Новой обители передали Успенскую церковь и каменные палаты. В течение двадцати лет обитель активно строилась и расширялась. Монастырь охватил почти всю территорию Александровской слободы.

   Росту обители способствовало то, что она была расположена на важной дороге из Москвы в Ростов.

    В 1727 г. Александровская слобода стала владением цесаревны Елизаветы Петровны (императрица Анна Ивановна сослала ее сюда, запретив выезжать, а при дворе позволила появляться  только с ее личного позволения. Елизавета провела в Слободе 10 лет. Жизнь ее состояла из череды церковных служб, крестин  детей дворян и купцов, скромных развлечений - катание на лодке по реке Серой и там же на коньках по льду - зимой.  Нередко Елизавета появлялась на улицах в мужском костюме, чем приводила жителей провинциального русского города в шок. Взойдя на престол в 1741 г. она продожала оказывать городу покровительство.

   В 1778 г. последовал указ Екатерины II о переименовании Александровской слободы в город Александров. Тогда же он получил герб: наковальню с молотами и подковой, что отражало характер занятий его жителей.

   В 1874 г. железная дорога, соединившая  Москву с Ярославлем, прошла через Александров.  В 1923 г. Александровский монастырь был закрыт. В нем организовали Историко-Архитектурный музей, впоследствии переименованный в Государственный Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Александровская слобода".

тел. +7(495) 532-53-94

 +7(495) 532-52-94

тел. 8-925-614-64-08

8-925-506-30-33
E-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

 

Отчет об экскурсии в г. Александров

Экскурсия в Александров – город,  который 17 лет был де факто столицей Руси и с легкой Руки Ивана Грозного - центром политической,  духовной жизни, политических интриг  и объединения России в Империю
Александров – милый городок, удобно расположен, является одним из самых удивительных мест России.  Однако в турах по Золотому кольцу России , экскурсии в Александров неоправданно редки.
Александров – город непростой и подъездный дороги к нему ухабисты и пригород пока неопрятен.  Но проведешь несколько минут в Александровской слободе или в усадьбе Первушина и хандру как рукой снимает.  За половину дня,  проведенных в «Русском Версале»  (так называют Александровский кремль),  душа наполняется бодростью и мысли освобождаются от проблем, оставшихся в уже далекой Москве.
 

Предлагаем ознакомиться с реальной экскурсией по Александровской слободе и совершить  вместе с нами путешествие вглубь веков русской истории.

Приготовьтесь к тому, что экскурсия будет длиться 1, 5 часа, но можно не беспокоиться, время пролетит незаметно.  Платный туалет можно без труда найти по указателю при входе на территорию музея. Фотографировать можно бесплатно при отключенной вспышке.

Александровский кремль отметил свое 500-летие. Он был основан в 1513 году и строился как загородная резиденция Московских Великих князей. Строителем и основателем был Великий Московский князь Василий 3, но, безусловно, самые яркие страницы в истории Александровского кремля связано с именем первого русского царя Ивана 4 Грозного.  На протяжении 17 лет царь прожил здесь в своей резиденции. Отсюда он управлял страной, здесь игрались царские свадьбы, здесь он принимал иностранных послов, именно здесь завершилась окончательное объединение московского государства под властью единого царя. На 17 лет Александровская слобода становится фактической столицей России, затмившей на время своим могуществом Москву.
Александровская слобода. Покровская церковь.С того времени до наших дней сохранились уникальные памятники русской архитектуры 16 столетия. Это Успенская церковь с  домовым храмом Великих Княгинь, а после русских цариц. В прилегающих теремах жила царица со служанками. Мужчины сюда никогда не заходили, за исключением разве самого царя. Успенская церковь располагается на женской половине дворца.  Центр мужской половины дворца – Церковь Покровская.
Троицкий собор – самая массивное сооружение Александровского кремля и самый древний храм на Александровской земле.  именно он был освящен в 1513 году. C этого момента начинается официальная летопись  истории Александровского  кремля. Собор стоит на высоком  белокаменном подклети и толщина его стен около 2-х метров.  Во времена правления Ивана Грозного в Троицком соборе состоялись 2 царских венчания.  1571 год царь венчается третьим браком. Его женой становится Марфа Васильевна Собакина. 1575 год – пятое венчание царя с Анной Васильчиковой. По сей день в Троицком соборе Александровского кремля хранятся знаменитые новгородские и тверские врата, редчайшие памятники русского  искусства 14 столетия . Ныне собор является действующим храмом. После экскурсии можно ее посетить в качестве прихожан, поставить свечи, посмотреть знаменитые врата, установленные в отдельном приделе церкви.
Александров. Распятская церковь колокольняРаспятская церковь-колокольня наружный осмотр.
памятник опричного строительства Ивана Грозного визитная карточка города. Колокольня строится по приказу самого царя, как символ окончательного объединения Руси. Высота колокольни 56 метров. Именно с этой колокольни по легенде совершает свой первый и увы последний полет  русский Икар, Никита.
С противоположной, южной стороны Распятской церкви прилегают небольшие каменные палаты. Они появились в 17 столетии и строились специально для царевны Марфы Алексеевны Романовой. Марфа  Романова- сестра Первого. Последние годы своей жизни она провела здесь в Александровском  кремле, а точнее тогда уже в Успенском женском монастыре в заточении.

Посещение Распятской церкви.
Обращает  внимание, что снаружи колокольня выглядит массивной, а зайдя внутрь, оказываешься в совсем небольшом помещении. Все дело в том, что есть один секрет: внутри Распятской церкви спрятано более древнее архитектурное сооружение. Еще во времена правления Василия Третьего, здесь находилась небольшая церковь под колокола, в честь  Святого  Алексея митрополита. В настоящее время виден древний сохранившийся восьмигранник стен.  За этими стенами, находится лестница, ведущая наверх колокольни. По этой лестнице поднимался сам царь Иван Васильевич Грозный его сын цесаревич Федор и не безызвестный  Малюта Скуратов.
Все здание возведены из красного большемерного кирпича и белого камня. Над зданием трудились лучшие зодчие, русские и итальянские, строившие Архангельский собор Московского кремля.  Образцы строительных материалов, кто интересуется  здесь можно увидеть, в том числе глиняную плитку, которыми были выложены полы в тронном зале Ивана Грозного, черепицу, которой покрывали крышу, носящей название бобровый хвост.

Во времена царствования Ивана Грозного, Александровская слобода становится не только политической , но и культурной  столицей. Царь приказал основать здесь первую провинциальную книгопечатню. Представлен макет первого книгопечатного станка 16 века. Печать первой  книги заняла около  11 месяцев.  Стоили книги баснословных денег и имели цену дорогого  табуна лошадей или целого дворянского поместья. Образцы первых фолиантов 16  - 17 веков сохранились и их можно увидеть здесь. Книги в количестве одного-двух экземпляров могли позволить себе, только самые знатные и богатые дворяне.  Царь Иван Грозный был обладателем огромной библиотеки, свыше 800 томов. Большую часть привезла в Россию его знаменитая бабушка, византийская принцесса Совья Фоминична  Палеолог.
В веках живет легенда о потерянной царской либерии (от лат. Liber – книгохранилище).
По легенде царь в 1581 году приказал спрятать библиотеку здесь. Замуровал в одном из подземных ходов Александровского кремля, которые говорят столь широки, что по ним можно было проехать на тройке.
По второй версии царь забрал библиотеку с собой в Москву и она спрятана где то в подземельях старой  Москвы . Энтузиасты и по сей день ищут библиотеку Грозного и в Москве и в Александровском кремли и даже в Коломенском. Поиски не увенчались успехом. Hодилась последняя версия, по которой царская библиотека растворилась в частных собраниях и в целостном виде до наших дней не сохранилась. Но, к счастью, сохранился список, сделанный рукой Ивана Грозного. Список в копии здесь представлен.
В середине 17 столетия в истории Александровского кремля открывается новая страница. Здесь был основан Успенский женский монастырь.  
Палаты были пристроены к Распятской церкви-колокольне специально для царевны Марфы Алексеевны Романовой.  Марфа Романова единокровная сестра царя Петра Первого. Последние годы своей жизни она провела здесь в Александровском кремле, а точнее тогда уже в  Успенском женском монастыре в заточении. Монастырь был основан  на территории кремля в 1651 году по указу самого царя Алексея Михайловича Романова.  Именно он решает передать бывшую царскую вотчину Александровскую слободу и Александровский кремль в монастырское владение.
Осмотр иконы «страшный суд»
Одним из самых главных святынь монастыря очень часто являлись иконы. Взглядам посетителей  открывается удивительная иконописная работа. Она была написана в 1696 году лучшими изографами иконописцами московской оружейной палаты специально для Успенского женского монастыря.  Икону в буквальном смысле можно читать как книгу по картинкам.  По сути,  она является книгой для неграмотных. Носит название «страшный суд» или «второе пришествие». Повествует о событиях апокалипсиса.  Когда наступит страшный суд, ангелы вострубят в трубы, Иисус  Христос спустится на землю, мертвые восстанут из могил и обретут плоть. Все они явятся на суд Божий. Перед  Христом раскрыта «книга жизни», где записаны все дела и помыслы человеческие.  Именно по ней будет происходить суд. Праведники обретают райскую жизнь, вместе со своими высшими церковными иерархиями, святыми, царями. Грешники обрекают себя на страшные мучения, горения в аду, где за каждые грехи своя расплата. Гордецы вечно раздираемы бесами, горькие пьяницы  жарятся на сковородке, людей алчных, жадных и себя любимых вечно точат белые черви аспиды, никогда не умирающие. Но самое страшное наказание – это тартар. Сам тартар здесь не изображен. Можно видеть только как бесы сталкивают грешников в самые глубины  преисподней .Тартар  - место в аду настолько страшное, что его и сам сатана боится. Сатана тоже изображен на иконе в виде черного мохнатого зверя  с клыками и когтями. Икона производит  впечатлений и на нас, людей 21 века, что уж говорить о людях века 17.
Продолжение осмотра экспозиции.
За стеклянными витринами видны уникальные образцы вышивки золотом и кружево плетения 19 века.
Высшей степенью монашеского посвящения во все времена являлась схима. Схимники отрекались не только от жизни в миру, они носили специальную одежду параман и куколь. Под одеждой на голое тело они могли носит вериги.  На экспозиции представлены женские вериги весом 12 кг. Мужские вериги могли весить до 20 кг. Вериги – это цепи с замками. Замки запирали на ключ, ключи выбрасывались и больше вериги не снимались на протяжении всей жизни. Нужно это было для того, чтобы смирять и уязвлять плоть. По представлениям того времени считалось невозможным достичь высшего царствования, райского блаженства. Не испытав всех горестей на земле. Не все уходили в монастырь . За стенами женской обители в  17 столетии жизнь шла своим чередом
В следующей палате раскрыт первоначальный фрагмент росписи стен. Сохранилась печь выложенная изразцами 17 18 веков. Подобные изразцы некогда производились на Александровском кирпичном заводе.
И все же самым главным занятием жителей Александровской слободы в 17 столетии оставалось кузнечное ремесло. На 800 человек жителей приходилось  тогда более 70 кузниц. На экспозиции можно увидеть весь необходимый инвентарь, тиски, наковальни, молоты изделия, производимые Александровскими  мастерами. Славились они своим искусством далеко за пределами своей слободы. Это занятие нашло свое отражение на гербе уже города Александрова. В верхней части изображен лев, в знак того, что Александров принадлежит Владимирской губернии;  в нижней изображение тисков и наковальни, в знак своих кузнечных и слесарных  успехов.  
Размеренную тишины жизни провинциального поселения неожиданно нарушил юный царь Петр Первый, который тоже побывал здесь.

Петр Первый, еще совсем молодым человеком,  приезжает в Александровскую слободу в 1689 году. Ему было 19 лет. Он только начинал самостоятельное правление. На небольшой холмистой местности, которая буквально прилегает к стенам Успенской женской обители. Петр Первый, как известный нарушитель общественного спокойствия стал устраивать здесь потешные бои. Командовал учениями генерал Патрик Гордон, шотландец. Сам Петр Первый в своих войсках исполнял скромную должность барабанщика. Местные жители слободы сбегались посмотреть на эти удивительные зрелища и видели воинов вооруженных на западноевропейский  манер и слышат иноземную речь. Много иностранцев среди потешных полков Петра.  С тех пор, где проводились потешные бои носит название «немецкие горы». Всех иностранце на Руси при Петре без разбора национальности называли немцами. От слова немые. По- русски не говорят, не понимают,  значит немые. Но уже через несколько лет в 1698 году возмужавший Петр сошлет сюда в Успенскую женскую обитель свою сестру, царевну Марфу Алексеевну Романову. Марфа оказалась здесь, конечно, не по своей воле, а в качестве государственной преступницы. Её обвинили в том, что она участвовала в заговоре против Петра. Помогала главной сопернице Петра за русский престол ещё одной сестре, правительнице Софье. За что Марфа поплатилась своей личной свободой и была сослана в монастырь. Официально своей вины Марфа никогда так и не признала.
 

Осмотр кельи опально царевны
Можно начать с осмотра портрета  Марфы Алексеевны. Она  оказалась в монастыре в возрасте 46 лет.  Насильно была подстрижена в монахини под именем Маргарита.  Для царственной инокини были сделаны  большие исключения в монастырском укладе жизни. Марфу поселили в  отдельных палатах и разрешили взять личные вещи из ее обихода. На экспозиции представлены зеркало, венецианской работы в золоченой оправе, ларь для ранения продуктов и других необходимых в хозяйстве вещей. Кресло, которое принадлежало царевне Марфе .  В витрине представлена  посуда, принадлежавшая царскому дому Романовых. Посетителям предстоит ознакомиться с блюдами и тарелями, принадлежавшим сестрам Петра Первого.  Следует обратить внимание на маленькую оловянную тарелку. Судя по клеймам, то есть по надписям по краям, она принадлежала когда то царю Петру Алексеевичу и его старшему брату Ивану Алексеевичу. Из этой тарелки, возможно, когда то ел маленький Петр Первый. А царевна Марфа умирая,  завещала похоронить себя здесь на территории Успенской женской обители и без чинов, как простую монахиню.  Её желание было исполнено и прах ее  по сей день покоится  в подклети  Сретенской монастырской церкви. На этом заканчивается период истории 17 века, монастырского периода и предстоит подробно ознакомится с эпохой Ивана Грозного.

Продолжение осмотра продолжается на мужской половине государева дворца. Во времена правления Василия III и Ивана Грозного здесь строго настрого запрещалось появляться женщинам. Центр мужской половине дворца  Покровская церковь.  Ее ядро древний домовый храм московских государей. Это одна из самых первых каменных шатровых церквей  в России . Обращаем внимание, что под шатром «раскрыто» первоначальное убранство  Александровского кремля, большемерный красный кирпич, белый камень, вплоть до середины 17 столетия здания и строения Александровского кремля на белились. Во времена  правления Ивана Грозного к его домовому храму прилегает тронный зал. Именно отсюда царь вершил управление страной. Но , к сожалению. В первозданном виде тронный зал  Ивана Грозного  до наших дней не сохранился. Он был сильно  разрушен в начале 17 столетия, когда слобода подверглась осаде, штурму и польскому разорению. В середине 17 века, в монастырский период на месте тронного зала царя из тех же камней возводится трапезная монастырская палата.
Внизу, на первом этаже или как тогда говорили,  в подклети Покровской церкви сохранились уникальные царские палаты и подвалы времен Василия III  и Ивана Грозного. Туда группа спустится чуть позже, а сейчас подымимся по красной лестнице на

Выставка государев двор в Александровской слободе.
Осмотр начинается с трапезной палаты 17 столетия, а в 16 веке именно здесь на этом месте находился тронный зал Ивана IV, Грозного, именно отсюда царь управлял страной на протяжении долгих лет. К его тронному залу прилегает домовый храм, который предстоит посетить, чуть позже.

Одним из экспонатов  тронного зала являются часы с древним часовым механизмом 17 столетия. Скорее всего, в Александровском кремле, во времена правлении Ивана Грозного находилась башня часовидня. Сразу бросается в глаза, что от привычных нам стрелочных часов , в этих часах нет стрелок. В этих часах вращается сам циферблат  или как тогда говорили цифирный круг. Роль стрелка указателя выполняет неподвижный луч солнца. Делений на часах 17. Сутки считались по Византийскому, то есть по греческому образцу. С восходом солнца наступал 1 час дня с заходом солнца 1 час ночи. Таким образом, летом 21 июня самый длинный световой день в году продолжается, примерно , 17 часов. Соответственно по Византийскому счету, 21 июня, после 17 часов дня наступал 1 час ночи. И наоборот 21 декабря число темных ночных часов в сутки достигало 17, а на дневные светы оставалось лишь 7. Русские летописи гласят, царь Иван Грозный родился в седьмом часу ночи.

Обязательный атрибут царской власти  трон. Вниманию предлагается знаменитая копия трона Ивана 4 , Грозного. Оригинал в Московской Оружейной палате.  Cамо  слово трон, в России в 16 веке еще не  употребляется.  Вошел в историю под названием «костяного стула», так как украшен 150 резными костяными пластинами. Здесь и тонкий растительный орнамент, и символ царской власти двуглавый орел.   Впрочем, пластины с изображением двуглавого орла на костяном стуле появилось лишь в  19 веке. До этого здесь было изображение древнегреческой богини Артемиды. По бокам и внизу удивительная резьба. Можно рассмотреть и батальные сцены, и библейские сюжеты и даже мотивы древнегреческой мифологии.  
Особое внимание можно уделить резному  белокаменному порталу.     Раскрытие этого портала под более поздними наслоениями  стал настоящей научной сенсацией. Еще раз подтвердил тот факт, что в строительстве кремля действительно принимали участия итальянские мастера. По две стороны проема  над  порталами навешены  две  характерные итальянские розетки. Раскрыт фрагмент первоначальной кладки, первоначальной архитектуры. Можно судить, что архитектура была более изящной , выполненной в италиенизированном стиле.    Через этот белокаменный портал проходим в домовый храм московских государей. В то место, куда был закрыт вход всем, кроме одного человека, властителя Руси.

Домовой  государев храм не большой. Здесь молился всего  лишь один человек. Сначала Великий князь Василий III, а затем его сын Иван IV Грозный. С того времени и до наших дней сохранились остатки древнего каменного престола.  Видны крепления высокого двух ярусного иконостаса, но самым уникальным явлением не только в России, но и в мире фресковая роспись шатра церкви. Все дело в том, что такие шатры в остроконечных церквей по православным канонам не расписываются никогда. Расписываются только круглые купольные храмы. Эта роспись сделана по заказу самого царя. На фресках он приказал изобразить не что иное, как свою собственную родословную, которая начинается от первых святых князей из династии Рюриковичей и изображены в круглых медальонах  в самом нижнем ярусе шатра. Затем следует длинная череда библейских правнуков  и праотцов, восходящих  к Адаму и Еве. Но благословение на власть царь получил от самого Господа Бога. Фигура ветхозаветного бога на самой вершине шатра. Фрески не реставрировались и не поновлялись никогда. Они действительно помнят глаза Ивана Грозного, обращенные на них
К домовому храму прилегает небольшая палата, называемая сакристия, здесь царь хранил самые ценные вещи из государевой казны.
Из маленьких окошек сверху помещения проникал свет. Места для окошек подбирались таким образом, что солнечный свет создавал интересный эффект от пересечения световых потоков и неизменно падал в район алтаря.

После того как царь покинул свою резиденцию в 1581  году, на протяжении многих лет, Александровская слобода оставалась дворцовым  селом, дворцовой  волостью и здесь побывали многие представители уже новой царствующей династии, династии Романовых.

На выставке царственные особы в Александровской слободе. Здесь можно увидеть всех представителей различных царских династий, которые в разное время посетили Александровскую слободу.
Начинаем осмотр с самого начала фрагменты эпохи 16 столетия Великий Московский Князь Василий III, отец Ивана Грозного и строителя Александровского кремля.  Известно, ч то Александровский кремль возводится, скорее всего, единовременно, всего лишь за 5 лет с 1509, примерно, по 1513 годы. Выбрал это место царь не случайно. Оно лежало на древнем богомольном пути русских царей из Москвы через Сергиев Посад, то есть Троице Сергиев Монастырь  тогда и далее на Переславль Залеский и Юрьев Польский. Здесь можно увидеть копию парсуны (изображение ,выполненное иконописными приемами), первого русского царя Иван Васильевич IV Грозный. Задача парсуны передать не внешние сходства, а духовные качества человека. О том , что это Грозный можно догадаться лишь по надписи на которой перечисляются все его титулы. Титулы первый русский царь очень любил и став уже Великим князем, позже, даже став уже царем, старый титул Великого князя он тоже оставит за собой.

Далее располагаются изображения представителей династии Романовых. Здесь можно увидеть портрет царя Михаила Федоровича Романова, основатель царской династии возглавил страну после смутного времени. Именно в его правление Александровская слобода, Александровский кремль, начинает восстанавливаться после польско-литовскoго разорения. По его приказу здесь на территории Александровского кремля для него был построен специальный дворец, правда, деревянный. Назывался ор Михайловским. До настоящего времени не сохранился. Сын Михаила Федоровича Алексей Михайлович Романов. Именно по его приказу в 1651  году в Александровском кремле был основан Успенский женский монастырь, который всегда находился под особым покровительством царской династии Романовых. Здесь бывали многие русские цари, царь Фёдор Алексеевич, был человеком набожным и часто приезжал в Успенский женский монастырь и делал богатые вклады.  Здесь побывала царица Наталья Кирилловна Нарышкина, вторая жена Алексея Михайловича. Известна она тем, что она первая из русских цариц  не ушла в монастырь после смерти своего мужа, а осталась при дворе, конечно не одна, а со своим сыном Петром Алексеевичем.  

На экспозиции представлен портрет  в  миру сестры Петра первого Марфы Алексеевны Романовой, жизнь которой на 9 лет свяжется с историей Успенского женского монастыря.

18 век. Почти 10 лет в Александровской слободе живет дочь Петра Первого Елизавета Петровна. Для неё был выстроен свой отдельный деревянный терем, который находился на месте современной центральной площади Александрова. На месте каменного Христорождественского собора , который располагается  на нынешней Советской площади, во времена правления Елизаветы находились две деревянных церкви, одна из них являлась ее домовым храмом.
От пребывания Елизаветы в Александровской слободе остались добрые воспоминания. Была она очень общительной и обаятельной, не гнушалась общаться с простым народом, водила хороводы с местными девушками, каталась на коньках и крестила детей местных жителей.

1823 год. Последним из представителей царской династии Романовых в Александровской слободе побывал царь Император Александр Первый. Был он во Владимирской губернии по вопросам земле устроения. Проездом был он в городе Александрове, остановился в доме богатых купцов   Зубовых, где был дан торжественный обед в честь государя.

Возвращаемся в 16 век, в тронный зал царя.
 Начинаем осмотр с бюста Ивана IV Грозного. Он был выполнен уже в середине 20 столетия знаменитым скульптором. Герасимовым. Герасимов прославился тем, что по форме черепа научился восстанавливать внешнюю схожесть  скульптурного образца, как бы сейчас сказали в 3D формате, с портретным  образом реальным человеком. По своей методике он воссоздал объемные портреты многих известных исторических деятелей, вот в том числе и внешний облик Ивана Грозного, перед взором, которого мы сейчас находимся. Практически со 100 % уверенностью можно утверждать, что именно так выглядел первый русский царь в последние годы своей жизни. В молодости, говорят, был хорош собой, широк в плечах, тонок в талии, имел русые волосы и рыжеватую бороду, был необычайно высок ростом для своего времени 182 см. С учетом того, что средний рост  мужчин тогда составлял 165 см. Судить об этом можно глядя на  кольчуге русского витязя начала 16 столетия.
Русский царь действительно выделялся среди своих соплеменников. Он родился 25 августа 1530 года, зашел на великокняжеский престол после смерти своего отца. В 1534 году ему не исполнилось ещё 4 лет.  Позже Грозный всю жизнь будет с гордостью говорить: «Я не помню того времени, когда бы я не был правителем». В неполных 17 лет, в 1547 году он решается на судьбоносный в истории  России шаг венчается  на царство в Успенском соборе московского кремля. С этого момента он не просто великий  московский князь, а первый русский царь, единоличный правитель. Проводятся важные реформы . 1550 год принимается судебник Ивана IV, По этому своду  законов  Россия едва ли не будет жить до реформ Петра  Первого. В 1551году принимается знаменитое церковное положение 100 глав. По нему русская православная церковь будет жить до реформ Патриарха Никона. Старообрядцы и по сей день чтут положения Грозненского  сто глава. Ну и конечно царь присоединяет к Московскому  государству Казань и Астрахань. Казань  штурмует трижды и только с третьего раза город падает к ногам 22 летнего царя.  За взятие Казани его впервые назовут Грозным, гроза врагов.   Но пока еще не гроза  своего собственного народа.

Видимо с целью укрепления самодержавия в 1564 году царь, что называется  удивил своих подданных неординарным поступком, ничего никому не объясняя под предлогом поездки на богомолье он забирает свою семью, царских любимцев, казну из Московского кремля, фактически отрекается от московского престола, покидает столицу, и тайно переезжает сюда за 120 км в свою загородную резиденцию в Александровскую слободу.
 Все находились в неведении, где же находится Государь. А царь, уже отсюда из Александровской слободы в Москву посылает 2 грамоты. Одна из них адресована простым людям. В ней говорилось,  у царя на народ ни гнева, ни опалы нет. Вторая грамота адресована уже боярам и духовенству. В ней царь сообщает, что он положил гнев и опалу на своих бояр, богомольцев  и всех служивых людей, которые остались в Москве. Таким образом, столица оказалась  под угрозой народных волнений. Народ требует немедленно вернуть законного царя  на престол. Через две недели большая делегация русской знати прибывает в Александровскую слободу. С иконами и хоругвиями  они бьют царю челом, умоляют его вернуться на царство. Царь соглашается. Взамен выдвигает встречное требование, с этого момента он своих холопов казнить или миловать сам волен.

Так  начинается опричнина, самый кровавый период правления Ивана Грозного.  Слово опричнина происходит от старинного русского слова оприч.  Царских воинов опричников будут называть кромешниками (это те, кто помогал проводить в жизнь жестокую политику царя). В чем же суть кромешной опричной политики.  На карте вы можете видеть он делит все московское государство на 2 части. Темно зеленым цветом обозначены опричные земли. Здесь полновластным хозяином был первый русский царь. На этих территориях он будет строить свою первую абсолютную монархию. Русское самодержавие ничем на свете не ограниченное. Столицей опричнины и некоронованной столицей государства на 17 лет станет Александровская слобода. Царь живет здесь в окружении своих любимцев. В Москву стал он приезжать лишь не на великое время. Светло зеленым цветом обозначена земщина, земля постигнутая царским гневом. На земщине власть принадлежала боярщине земля принадлежала царской думе. Хотя царские воины опричники именем государя на земщине имели право творить любые беззакония. Лично для них чужая завоеванная покоренная страна которую лишь предстояло подвести под власть царя, очистив предварительно от всех изменников. 

Ну а здесь, в Александровской слободе царь заводит уже совершенно особый уклад жизни. По монастырскому уставу, сам себя называет Игуменом. Назначает Малюту Скуратова пономарем (сторож храма, не пускающих туда  отлученных), князя Афанасия Вяземского  келарем (заведующий монастырским хозяйством).  Всех своих воинов опричников он облачает в покаянную монашескую одежду  и называет их братией. Перед вами  власяница. Монахи носили такую одежду на голое тело. Она содержит в себе грубый конский волос, колется для того чтобы смирять плоть. Царские опричники- это не смиренные монахи. Под  власяницей  они носили шитые золотом кафтаны. До наших дней сохранился уникальный экспонат – это поддон подсвечника с первым изображением опричника. Опричники – хорошо вооруженные конные воины, к лукам седла привязаны известные символы опричнины, собачьи головы и метла. Голова- знак того, что они преданы царю как псы, рыскают по земским территориям вынюхиваю измену и крамолу, кусаются как собаки оберегая царское здравие.   Всех изменников царской власти из московского государства метлой выметают. Ну и конечно же отсюда из слободы, царь уходит в военные походы и объединительные рейды.

Так например в 1569 году состоялся самый знаменитый такой поход, в результате которого под власть московского государства окончательно переходит последний вольный независимый  русский город Новгород ,вместе с так называемой северской землей. Из Новгорода царь привез  богатые военные трофеи, а в знак окончательного покорения приказал сорвать с петель храма Святой Софии знаменитые корсунские врата. Врата датируются 1336 годом.  Здесь в витрине представлены  детали  от этих врат. Сами врата по сей день хранятся там, куда царь их и доставил. Под именем Новгородских они находятся в Троицкои соборе Александровского кремля.  Всех жертв опричнины по приказу царя тщательно записывали в специальные синодики, которые затем  рассылали по монастырям для поминовения  душ усопших. Всего в обнаруженных на сегодняшний день  синодиках  упомянуто порядка  5 тысяч человек. Много это или мало.  Судить может  каждый. Во времена правления Грозного Александровская слобода становится не только центром внутренней политики. Но и центром политики внешней. В этих стенах было принято 9 посольских делегаций.

При Иване Грозном Россия ведет взаимовыгодную торговлю с Англией. Сам царь был, будучи образованнейшим человеком своего времени,  вел личную переписку с английской королевой  Елизаветой Тюдор  и даже сватался к ней самой Елизавете, а позже к ее племяннице Мэри Гастингс. Брак этот никогда не состоялся по причине отказа английской стороны. За что царь, говорят, на Елизавету  разгневался, в сердцах  плюнул и даже обругал ее в письменном виде.  

В 1578 году  в царскую резиденцию прибывает датский посланник Якоб Ульфелт.   Именно он затем  написал воспоминание  о том, как он посетил Александровскую слободу. Перед вами копия гравюры  с книги Ульфельта, единственно дошедшее до наших дней изображение Александровского кремля 16 столетия. Правда, весьма схематичное, но сделанная по словам датского посланника. Итак Якоб Ульфельт писал в крепость просторную и великолепную, стенами и рвами окруженную имеющую 3 богато украшенных храма. И действительно во времена правления Грозного, территория кремля на треть больше современной, стены  не каменные как сейчас , а деревянные, дубовые, лишь сверху облицованные кирпичом для защиты от пожаров. По сей день сохранились остатки древних земляных валов и рвов. Это говорит в пользу того, что Александровский кремль есть настоящая средневековая крепость. Здесь на гравюре как раз таки представлен въезд послов в  резиденцию. Обратите внимание, они передвигаются только лишь  исключительно только внутри живого коридора, такой треугольник, который образовали,  встав плотно плесом к плечу царские воины-стрельцы.  Сделано это,  во-первых, для того, чтобы воздать послам честь, а, во-вторых,  главное, чтобы послы не дай бог не увидели чего лишнего, того, что видеть им не положено. Попадая сюда в Александровский  Кремль,  находились они фактически под домашним арестом. Без ведома царя  никто не смел, не войти  в резиденцию, не выйти отсюда.  Ну и, конечно же, царь не только принимает иностранцев здесь, но и отправляет русские посольства за границу. Перед Вами изображение русского посольства в Германии в городе Регенсбург. Впереди  великие послы, а за ними свита в 500 человек. В дар германскому  государю Максимилиану II наши  послы несут ценные меха, в руках они держат связки собольих шкурок, в каждой такой связке по 40 соболей. В России тогда лишь только за одну соболью шкурку можно было купит новый крестьянский дом, крестьянскую избу. Не скупились русские на подарки для иностранцев и здесь в Александровском кремле. 

 

Все официальные приемы также заканчивались  пышными пирами. Перед вами копии русской посуды 16 столетия. Посуду часто изготавливали из серебра и украшали затейливой резной чеканкой.  Можно посмотреть как выглядела перечница (в витрине она под номером 2), которая принадлежала царскому сыну, царевичу Фёдору.  Мы познакомились с историй Александровской слободы 16 столетия.  Познакомится с бытовой стороной жизни  русских царей и спустится в подклеть Покровской церкви. Можно несколько минут потратить на покупку сувениров или  пофотографировать.  Мужчин, конечно, заинтересует великолепный образец пехотного оружия Фузея (дульнозарядное гладкоствольное ружьё с кремнёвым замком.) общая длина оружия порядка двух метров, а вес может приближаться к 10 кг. Время зарядки оружия десятки минут.

Представляется возможным посетить одну из самых древних частей Александровского кремля, для чего предстоит  спуститься в подклет  Покровской церкви.
Именно здесь сохранились уникальные царские гражданские дворцовые палаты и прежде чем в этих палатах  побывать, спустимся  в средневековые подвалы. Спускаться необходимо с особой осторожностью из-за крутых ступеней и низких дверных проемов.
 

Белокаменным подвалам Покровской церкви 500 лет. Здесь все сохранилось в неизменном виде со времен Василия III и Ивана Грозного. Можно не сомневаться, нога царя ступала по этим камням. Каждому предстоит пройти  след в след  с Иваном IV. Стены выложены белым камнем известняком, сводчатые потолки, окна с высокими откосами. Эти подвалы были либо хранилищем царской казны, либо царскими кладовыми. Съестные припасы могли хранить в огромных дубовых бочках. Но, по словам иностранцев в подвалах и подземельях Александровского кремля томились многочисленные узники, происходили пытки и казни. Конечно же, здесь в подвалах Покровской церкви никаких пыток быть не могло. Здесь домовый храм и тронный зал царя. Все пыточные подземелья, Если они были, находились, скорее всего, на женской половине дворца под  Успенской церковью. Для того, чтобы осветить и эту страницу истории кремля. В следующем подвале воссоздана пыточная камера.  

В гостях у Малюты Скуратова
 Восковые фигуры палача и жертвы  воссоздают мрачную атмосферу застенка.  Полагал опалу, то есть  наказание Царь, а приводили в исполнение его преданные воины опричники кромешники. Именно отсюда пошло выражение тьма кромешная. На современный русский язык она переводится просто как царское войско. Во главе кромешной тьмы,  опричного войска стоял бессменный лидер Малюта Скуратов. Настоящее полное имя этого человека Григорий Лукьянович Скуратов- Бельский. Вот уж истинный пес государев. Несмотря на свое высокое положение при дворе, он сам не гнушался казнить и пытать. За его спиной один из самых распространенных пыточных снарядов в России 16-17 веков – это дыба.  Каким же образом пытали человека на дыбе. Истязуемому  связывали за спиной руки, на связанные руки набрасывалась веревочная или ременная петля, палач, который стоял позади дыбы постепенно жертву за связанные руки поднимал, до тех пор, пока руки не возносились над головой, выворачиваясь из суставов. Тело растягивалось, суставы разрывались. Истязуемый терпел страшную боль. Для того чтобы ещё больше вытянуть тело, к ногам дополнительно привешивались тяжелые  каменные
грузы. Это был первый заход пытки. Записывались первые показания. Во втором заходе поднятого человека на дубе стегали кнутом. В третьем заходе ломали ребра раскаленными железными щипцами. Если испытуемый выдерживал все три пыточных захода, не менял своих показаний, пытку на этом могли прекратить. Но если испытуемый почему либо вдруг под пытками  начинал сомневаться , путался , говорил противоположное, пытки начинались заново с первого по третий заход.  Отсюда из застенков в русский язык приходят выражения: «сознаться с третьей крови», « в ногах правды нет» , «согнуться в три погибели». В таком положении можно видеть жертву, закованную в колодки. Сами колодки пыткой не являлись. В таком виде арестованные ожидают допроса, либо колодками наказывали за мелкие преступления: пьянство, хулиганство, сквернословие, мелкое воровство. Колодочников часто выставляли на всеобщее обозрение,  на площадях городов.

Иван Грозный  был человеком своего времени. 16 век, рассвет средневековья, наш царь по своей жестокости едва ли превосходит западных правителей.   Во Франции, например, за одну лишь  только Варфаламеевскую  ночь было убито 40 000 человек. Это в несколько раз больше, чем за все 50 лет правления Ивана Грозного.
Нам остается порадоваться, что мы живем в 21 века.

Царские дворцовые жилые палаты 16 столетия
Александровская слобода, Покои ЦаряОсмотр покоев  приоткроет  завесу тайны личной жизни
Сенное постельное помещение украшалось, обустраивалось  таким пышным образом только с одной целью, с целью  проведения первой брачной ночи. Затем все богатое убранство сенника разбиралось, складывалось в сундуки и хранилось до следующего торжественного события. Сенник вновь выполнял свою обычную функцию, функцию сеней, то есть прихожей. По русскому обычаю крестьяне и цари проводят первую брачную ночь в сенях, для чего палата торжественно украшалась, вносили кресты и образа, которые ставили в красный угол. Внизу кадь с зерном. Зерно символ богатства и плодородия. В кади две венчальные свечи царя и царицы, по пуду, то есть по 16 кг весом каждая  свеча.  Cвечи  горели в сеннике три дня, затем их связывали вместе и уносили в храм. Свечи не только единственный источник света, но ещё и единственный источник тепла, каменные палаты не отапливались. Великолепно само царское брачное ложе, которое покоится на 27 ржаных снопах. Снопы – это связки колосьев. Символ плодородия и легких родов. Главная единственная задача молодой царицы – это рождение здоровых наследников. Число снопов на царских свадьбах всегда 27. Это сакральное священное русское число. Святая троица возведенная в третью степень. Три умноженное на 9,тридевять,  за тридевять земель, три девятое царство. Тридевять снопов основания царского брачного ложа. Затем снопы покрывались коврами, устилались пуховыми перинами. Перин иногда было такое количество, что сенник в высоту мог достигать едва лишь не 2-х метров. На утро, молодая царица вставала и надевала новый головной убор, бабью кику. По русскому обычаю незамужние девушки имели право демонстрировать красоту своих волос. Они носили высокие, но открытые девичьи венцы, либо просто вплетали в волосы ленты. А вот после вступления в брак, все волосы русская женщина обязана была подбирать под кику. Видел ее с распущенными волосами с этого момента только лишь её законный муж. Величайшим позором считалось для русской женщины предстать в обществе с непокрытой головой, простоволосой.  Затем, после брачной ночи  царица уходила жить уже на свою, на женскую половину дворца.  Здесь на мужской ей строго настрого запрещалось появляться. В случае необходимости, царь сам приходил на женскую половину.

В зале расположен небольшой колодец, специально оставленный, чтобы была видна первоначальная , то есть как выглядел  тот самый большемерный кирпич. Экскурсанты, особенно школьники, да и взрослые по традиции  с удовольствием бросают монетки в этот колодец.  Из-за непредусмотренной остановки есть возможность присесть отдохнуть, задать вопросы гиду.

Царские столовые палаты
При входе в царские столовые палаты, надо быть внимательным из-за очень низких дверных проемов. Об этой особенности предупреждает гид.  Следует отметить невеликие размеры самого помещения столовой палаты. Всегда ожидается увидеть огромные залы размерами с  теннисные корты.  Палата, скорее всего являлась сенями, где, как тогда говорилось, стаивались кушания. Слуги царские с готовыми  кушаниями ожидали их подачи на стол перед  дверью в малую царскую трапезную палату.  В то время как большие проходили в тронном зале Ивана Грозного. Сам пир в Александровской слободе в 16 веке можно увидеть на представленном изображении. Все идет по строгому протоколу и церемониалу, не случайна даже расстановка столов.  В центре царский стол, за ним лишь двое, сам царь и его наследник. По правую руку стол большой. Здесь сидят самые знатные гости, царские любимцы, царские приближенные. Во времена опричнины здесь располагается так называемая опричная дума, в состав которой входили и Малюта Скуратов и князь Вяземский и Басмановы. По левую руку стол кривой, не потому что он неровный, потому что стоит в виде буквы «Г» ( Глаголь). Здесь сидят  уважаемые и почетные гости, но менее приближенные к государю. В период опричнины здесь располагаются обычно знатные бояре, но с земщины. Здесь же отводились места и для иностранных послов. Иностранцев на картине можно даже узнать. Это пять человек сидят за кривым столом без шапок, нарушают тем самым этикет. Наши все в шапках. Шапка для русского человека до петровской эпохи не просто головной убор, статусный предмет. Чем выше горлатная шапка боярина (высокий парадный головной убор сшитый из горлышек пушных зверей) , чем древнее и знатнее род, тем больше почет и уважение.

У самого выхода стоит стол окольничий . Здесь гости самые незнатные, тогда говорили худородные. Даже обслуживают их в самый последний момент. За столами не видно женщин. Женщины ни в коем случае не допускались за один стол с мужчинами. Даже царица пировала отдельно на своей половине дворца. Единственное исключение застолья, где могли встретиться и мужчины и женщины – это царский свадебный пир. Прислуживали на царском пиру особые люди, царские стольники и чарошники, не просто холопы, дети боярские. Служить на царском пиру -великая честь.

Трижды за все  продолжения пира, стольники меняют свои роскошные наряды. У кого нарядов нет, могут получить их под расписку в царской казне, а затем в надлежащем виде вернуть. В центре зала поставец, своеобразный русский открытый шкаф, для посуды. Посуда в поставцах ставится самая дорогая, золотая и серебряная, но с неё не едят и не пьют.  Лишь подчеркивается роскошь и мощь нового московского государства.  Обычай использовать посуду в качестве украшения очень укоренился в русской культуре и до сих пор сохранились у многих серванты со всевозможными советскими сервизами, которые всегда выставлялись для красоты, но которыми крайне редко пользовались.  И в настоящее время популярны и охотно покупаются  элементы гостиной мебели витрины.  На поставце можно увидеть посуду 16 – 18 веков. На виду потешные кубки для вина, сова и виноградный. Сова древнейший кубок 16 столетия. Тело совы из целого кокосового ореха. В ее глазах некогда сверкали драгоценные камни. Голова совы являлась крышкой кубка. Известно, что Грозный предпочитал именно такие закрытые кубки с крышечкой. На всякий случай, боялся отравления. Внизу уже традиционно русская посуда, позолоченная братина, чары и ковши.

 

В небольших плоских ковшах к столу подавались самые крепкие спиртные напитки. Крепость напитков, подаваемых к царскому столу, достаточно не велика. Подавался во первых мёд. Крепость мёда в зависимости от его сорта после приготовления варьироваласьот 2 до 18 градусов крепости. Это предел. Подавались к царскому столу фряжские, то есть иностранные вина. Известно, что Грозный предпочитал малвазию, романию, любил красное бургундское вино. Крепость сухих вин тоже не велика. Самые крепкие напитки – это специальные настойки, назывались они водками. Это настойки на травах.  Их крепость максимум 23 градуса. К современной водке они никакого отношения не имели.  Здесь же можно увидеть серебряные тарели. Принадлежали они когда то знатному дворянскому роду Огарёвых. Хотя, тарели, то есть тарелки не использовались практически в 16 столетии и чаще всего служили украшением. Наши предки предпочитали есть, что называется с   общих блюд, брали еду прямо с общего блюда руками. Тарелки использовали разве чтобы положить туда остатки пищи, например, кости.

Малая царская трапезная палата, прием у Ивана Грозного
 Миф о том , что в России едят икру ложками в огромном количестве и в изобилии, действительно не случаен. Так действительно было. С присоединением Астрахани в Россию хлынул поток рыбы ценных сортов, действительно красной икры. Которой было огромное количество сортов и видов. Например, к царскому столу подавалась зернистая, самая лучшая, отборная. Простые крестьяне могли себе позволить лишь только всего лишь на всего мятую икру. Игра эта слипалась со временем, там присутствовали пленки неочищенные и вот такую низкокачественную икру активно употребляли русские крестьяне. И о том, что икры было действительно много можно судить, как ни странно, по книге рецептов. Вот как сейчас употребляется икра красная или черная, в каком виде? В соленом на бутерброде. В 16 столетии с икрой варили суп, её жарили, делали из неё специальную муку для того чтобы печь блины. Поэтому о том, что в России было действительно много икры – это не миф. Иностранцы это увидели, побывав в России именно в 16 столетии при Иване Грозном.

Гости заняли свои места в малой трапезной палате. Интерьер палаты прост, длинные дубовые столы, на столах скатерти, вдоль стен лавках полавочники. Освещение скудное, стенные подсвечники шандалы.  Свечи на столах. Над царским местом горит паникадило. Существовали определенные правила поведения за царским столом.  Гости приходят к пустому столу. К началу трапезы на столах лишь только солонки,  уксусницы и перечницы. Ложки гости несут  с собой за пазухой либо за голенищем  сапога. Вилками русские категорически не пользовались вплоть до времен Петра I. В них просто не видели никакой необходимости. Все кушания подавались уже нарезанными на тонкие порционные кусочки, которые брали с общих блюд руками.  Притом вилка напоминала нашим предкам, истовым христианам, трезубец  дьявола. Поэтому вилка  считалась бесовским столовым прибором . Вилки получали  разве, что иностранные послы, которые сидели за кривым столом.

Начинался царский пир, любая трапеза с очень красивого обычая, царь лично посылал в дар каждому гостю хлеб и чару вина. А вот соль царь посылал не всем. Соль на Руси в 16 столетии еще сравнительно дорога и солонки стоят только лишь за царским столом. До них могут дотянуться либо гости с большого стола, либо несколько человек со стола кривого.  Остальные получают соль в дар, как милость. Те кто царской соли не получил, могли считать, что они попали в опалу, и уходили с пира не солоно хлебавши. Все кушания готовились пресными, не солеными. Солить нужно было непосредственно перед употреблением. Число блюд на царских трапезах, как минимум, шестьдесят, при этом после каждой перемены блюд, необходимо было поднять заздравную чару, то есть 60 блюд отведать, 60 раз выпить. Отказаться ни в коем случае нельзя. Уйти с пира раньше времени-избави боже. Это каралось смертной казнью. Но конечно, царские стольники зорко следили за состоянием гостей и если видели, что кто-нибудь слишком сильно захмелел или переел, такого человека под белы рученьки выводили в сени, там освежали, охлаждали, приводили в чувства и снова возвращали за царский стол.

Иностранцы, побывавшие на русских пирах, во весь голос описывали невероятное их изобилие и великолепия. Столы ломились от огромного количества посуды, а число блюд так велико, что гости не успевают их съедать, стольники ставят блюдо на блюдо, а кубок на кубок. Конечно же, поражала подача жареных лебедей, это была кульминация пира. Лебедь всегда считался царской птицей, он зажаривался, затем из оставшихся перьев, милые повара сооружали каркасы в форме настоящей птицы. Говорят,  таких лебедей невозможно было отличить от настоящих живых и они в буквальном смысле вплывали в царскую трапезную палату на огромных подносах. Несли такой поднос с жареными лебедями по  4 человека стольников. При этом, например, известно итальянский купец Барберини пишет:  «русские за столом не пользовались полотенцами, чтобы руки обтереть и водой. Чтобы руки обмыть» Для этого от широкой русской души использовался подскатёрник. Скатерти были дорогими. Вниз под скатерть всегда стелилась простая суконная ткань, подскатерник. Об этот подскатерник знатные бояре да и сам царь-батюшка не гнушались вытереть руки, бороды и даже высморкаться. Все считалось вполне приличным.  Заканчивался царский пир раздачей специального напитка, назывался он сыто. Состав напитка прост, мед и вода. Именно отсюда пошло выражение наестся досыта. На царских трапезах строго настрого запрещалось петь разгульные песни.  Звучали только церковные напевы.  Во время экскурсии посетители слышат стихиры Ивана  Грозного.

В палатах сохранились подлинные стены, которые помнят первого русского царя, профилированные сводчатые потолки, в центре потолка белокаменная  итальянская розетка. Рядом расчищена первоначальная кладка с остатками древней росписи. Во времена правлений Василия III и Ивана Грозного все стены покрывала великолепная роспись. До нашего времени она не сохронилась

Современная выставка,  образ Ивана Грозного в Живописи.
Царь Иван Васильевич IV, Грозный, личность одна из самых выдающихся, а также одна из самых загадочных и мистических, не только в русской, мировой истории. На этой выставке постарались отразить  сразу разные грани его характера, разные взгляды на эпоху его правления.
Парсун а 18 века. Парсуна  - переходный жанр от иконы к портрету, писалась в 4 руки. Один мастер пишет  фон и одежду,  второй -т само лицо. Таким представляли Ивана Грозного спустя 100 лет после его правления. Никакого гнева и ярости в глазах. Царь  скорее всего здесь просто спокоен и серьёзен.

 

19 век, историк Карамзин пишет свой знаменитый труд «История государства российского». Именно в этой книги впервые русский царь предстает в образе деспота, тирана  кровопийцы и злодея. Но злодея с безусловно притягательным отрицательным  обаянием
Художники,  вдохновляясь, пишут полотна и перед нами копия знаменитой картины Ильи Репина под названием « Царь Иван Грозный и сын его Иван».

16 ноября 1581 года. Что произошло здесь в стенах Александровского кремля до сих пор остается одной из величайших тайн русской  истории. 

Существует несколько версий по поводу гибели царевича.  Версия первая, её придерживались историки 19 века: царь сам убивает своего сына, в порыве гнева наносит роковой удар железным наконечником посоха царевичу в висок. Через 5 дней  28 летний наследник престола скончался.

На что же опирались историки 19 столетия? На письменное воспоминание только лишь одного человека.  В 16 столетии впервые версию об убийстве царевича озвучил знаменитый монах иезуит ренегат (лицо, перешедшее из одного вероисповедания в другое)  Папы Римского Антонио  Пасевин. Антонио Пасевин несколько лет провел при дворе Ивана Грозного. В Александровской слободе он никогда не был. Приезжал в Россию только с одной целью уговорить русского царя если уж не принять католичество, то хотя бы принять унию ( союз государств или церквей под предводительством одного, в данном случае Папы Римского). Как  известно у него ничего не вышло, он вернулся к себе на родину ни с чем.

Уже находясь там, он написал воспоминание о том, как кровожадный русский царь убил своего сына. Но многие современные историки склоняются к тому, что Грозный  сына не  убивал. Царевич умирает от долгой тяжелой болезни, как гласят об этом русские официальные хроники того времени. Кто знает, может быть, царевич умирает от отравления ртутью. Возможно ртутью его лечили от припадков падучей эпилепсии.  Ей страдал и сам царь и все его сыновья. По незнанию в средневековье ртуть использовали в качестве лекарственного средства. Но как бы там ни было, именно после смерти своего сына, царь навсегда покидает любимую доселе резиденцию.  За гробом царевича он уходит в Москву пешком и все 120 км царь пройдет в рыданьях и стенаниях. Больше сюда, в Александровскую слободу, он уже никогда не возвратиться. А слобода навсегда потеряет свой столичный статус.

История Александровского кремля овеяна многочисленными мифами и легендами. Пожалуй, одной из самых ярких легенд, является легенда о русском Икаре, крылатом холопе. Она гласит, что некий холоп по имени Никита, решил  воспарить в небеса аки птица. Сделал себе крылья деревянные, обмазал их воском, обвалял в перьях, поднялся на Распятскую церковь колокольню и прыгнул с неё. Да не просто прыгнул, а на глазах собравшейся толпы и на глазах самого Грозного царя. Но дальше произошло чудо, т о ли глубокие сугробы спасают Никиту, то ли действительно ему удалось сконструировать некое подобие современного дельтоплана.  Вообщем  полет удался, холоп жив, толпа ликует, но царь не радостен. Его приговор суров, холопу отрубить голову, тело бросить на съедение свиньям, а крылья ,бесовское изобретение сжечь, после проведенной над ними литургии.   Ибо не может человек летать аки птица, так как крыльев нема, а кто себе крылья приставит деревянные,  противо естества творит, я царь православный, Помазанник божий и то по земле хожу. Не смеет холоп взлететь выше государя.

Царь Иван Грозный  - личность , которую невозможно описать только в белых или только в чёрных тонах. Его любят или  ненавидят, но он никого не оставляет равнодушным. За 50 лет его правления население России увеличилось в несколько раз, присоединены огромные территории, Урал и Сибирь. Это он объединяет под царской властью земли и такие разные народы, до сих пор населяющие нашу страну. Создает Россию в привычном нам понимании. Образованнейший человек своего времени, знаток нескольких иностранных языков, любитель книг, сочинитель духовных песнопений, истовый христианин, вечно кающийся грешник. Первый русский писатель публицист. При этом для каждого своего врага, царь придумывает свой особый изощренный способ пытки или казни.  Как он мог сочетать в себе такие разные качества характера. Не он ли породил миф о загадочной русской душе, до сих пор остается тайной.
На том заканчивается знакомства с царскими палатами.  Для самостоятельного ознакомления можно посетить ещё один подвал, в котором  демонстрируется фильм на 5-7 минут,
посвященный  археологическим раскопкам Александровской слободы.

Самостоятельное посещение интерактивной выставки
В течение нескольких лет, начиная с середины 1980 годов В. В. Кавельмахер (Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер считается классиком реставрации и истории древнерусской архитектуры) исследовал Александровкую  слободу и выявил принципиальный факт:  строительство в Слободе велось в единовременный строительный период, датируемый началом-серединой 1510 годов. Кавельмахером был произведен подлинный переворот в истории древнерусского шатрового зодчества. Исследователь  показал, что шатровая Троицкая церковь в Слободе была возведена существенно раньше, чем церковь вознесения в Коломенском, которая до этого считалась первым шатровым храмом.  Кроме того ученый сделал сенсационное открытие  при восстановлении в первоначальном виде  белокаменного  резного портала домового храма Ивана Грозного,  учёные  впервые  смогли  утверждать, что  ансамбль Александровского кремля,  редчайший памятник  древне векового дворцового строительства, возведен  лучшими русскими и итальянскими зодчими в начале 16 века. Исследования прошлого столетия успешно продолжает московская археологическая  экспедиция.

При возведении дворцовых храмов Александровского кремля использовался белый камень и большемерный красный кирпич, с которым познакомили русских зодчих итальянские мастера. Это сочетание было столь эффектным, что поражало воображение иноземцев.
Неповторимое очарование придавали  архитектурные розетки с изысканным декором и оригинальным рисунком, которые украшали царские палаты только московского и Александровского кремлей.
Разнообразием отделки отличались полы  дворцовых ансамблей, которые напоминали итальянские мраморные полы эпохи возрождения.

Специально, нашей компанией не выставлены, фотографии. Чтобы каждый мог поехать и возгордится нашей замечательной русской историей и людьми, творившими исотрию России.