ООО "Саньола",  "Туры по Золотому кольцу России"

  Ул. Бахрушина, дом 23, стр. 1, оф. 105.  "Как  пройти от метро "Павелецкая" 

8(495) 532-53-94

8(495) 532-52-94

8(925) 506-30-33

E-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

Вернуться к турам на  праздники>>>

 

 

фото Мартыново, музей кацкарей

Мартыново

Города Золотого кольца России


Мартыново - небольшая самобытная деревенька, где живут кацкари – малая этническая общность русского народа. Здесь всюду старинный дух: в деревянных избах, резных наличниках, в необыкновенной привязанности однодеревенцев к отчему Кацкому краю, в документах известному ещё с 1461 года. Расположенный в Мартынове Этнографический музей кацкарей – подлинная энциклопедия крестьянской жизни от «А» до «Я». И знакомые каждому с детства, и давным-давно позабытые детали деревенского быта здесь тщательно собираются, сохраняются и обретают вторую жизнь. Музей кацкарей – собрание не только экспонатов, но и диалектных слов, баек, мифов и преданий.

Кацкари – это не национальность, а малая этническая группа русского народа, субэтнос, как, например, казаки. Они русские, но особые русские – кацкари. У них свои обряды и легенды, свой диалект, есть и свое название для не кацкарей – «заволосные», то есть живущие за территорией волости. Волость Кадка, или же Кацкий стан – это местность, расположенная в бассейне реки Кадки, от которой и получила свое название. Впервые волость была упомянута в 1461 году в завещании Василия II, а Кацким станом названа в 1575 году, при Иване Грозном, когда велась очередная реформа самоуправления, и волости переименовывали в станы. Интересно, что в те времена вся страна была разбита на волости и станы, но только здесь это прижилось. Изначально Кадка являлась частью Угличского княжества, затем – Угличского уезда. Сейчас приречная территория поделена между тремя районами Ярославской области, но это не мешает кацкарям чувствовать себя сплоченной общностью.

Кацкий диалект русского языка сегодня доведет до слез и смеха любого гостя деревни Мартыново. Когда кацкари бахорят (говорят) по-кацки, то «заволосные» их не всегда могут понять. Речь простого кацкаря выражает состояние души деревенского человека. В городе скажут: «Я купил колбасы», а здесь: «Я обызъянился колбасой» – от слова изъян, то есть напрасная трата, ущерб. «Примаскалить» – прийти. У этого слова, как и у многих других местных выражений, финские корни. Когда-то на этой территории обитало финно-угорское племя мерян, и нынешние кацкари – их потомки. Оттуда же и «дарома» – хорошо, к русскому слову «даром» оно никакого отношения не имеет. А вот то, что «говёно» – все туристы понимают сразу. Смеются, ошибочно «распознав» его этимологию. Однако, на самом деле значение этого слова – вовсе не то, о чем вы подумали, а от слова «говеть» – поститься, обходиться скудной пищей. Кацкари окают (робота, зобота, боран, стокан, торелка), ёкают (знаёшь, полё, морё, подпольё, вареньё), у них свои синтаксис и орфография, свои глаголы и существительные. Кацкий диалект выжил, хотя после отмены крепостного права чуть ли не половина кацкарей подались в города. В 1999 году краеведами был создан клуб «Кацкая летопись», который создал этнографический музей и реализовал весь проект. От маленькой выставки в крошечной комнатушке при школе музей сегодня разросся до четырех деревенских домов. В одном из них – этнографической избе с арбаном (по-кацки – амбар) – сегодня собраны предметы крестьянской жизни Кацкого стана 19–20 веков. Музей кацкарей показывает реальный сельский быт, причем, с хорошей стороны. Не спившихся людей, не разорившиеся хозяйства, а самобытную деревенскую культуру, как  достижение. Издалека приезжают – с Урала и Кольского полуострова, из Белоруссии, из Германии, но основной контингент посетителей – москвичи, их 90 процентов. Столица давно превратилась в огромный мегаполис, для жителей которого российская деревня – почти такая же экзотика, как какие-нибудь далекие острова. Часто с приездом гостей возникают забавные случаи. Например, одна пожилая интеллигентная старушка долго пыталась, но так и не смогла справиться с деревенским умывальником, просто не сообразив, как им пользоваться.

В двух других домах для туристов идут интерактивные программы: здесь разыгрывают представления на кацком диалекте, кормят томленой в печке картошкой с топленым молоком, угощают деревенскими щами и пирогами. Мартыново – деревня с сильным общинным укладом, и приток туристов на нее плохо не повлиял. Наоборот, все почувствовали себя еще в большей степени кацкарями. Чем же они отличаются? На подворьях кацкари вешают иконы для скотины или лапоть в курятнике, чтобы не болели куры, а для увеличения яйценоскости в красном шерстяном мешке подвешивают яйцо. Другая традиция – доить коров только с правой стороны. Она считается у кацкарей «своей», тогда как левая – «чужой», надои меньше будут. В мифологии кацкарей присутствуют сразу несколько персонажей. К примеру, Палучато – огненный летающий Уж, приносящий богатство. Ему принято ставить на подоконнике блюдце с молоком. Счастье кацкарям приносит Белая Корова. В виде этого мифологического существа далекие предки местных жителей представляли себе солнце (впрочем, во многих языческих верованиях белая корова, белый бык – солнечное божество). «К тебе, видно, Белая Корова пришла!», – скажут здесь человеку, которому в чем-либо повезло. Они солнцепоклонники, однако их древняя языческая вера за много веков впитала в себя христианские традиции. Вот и на гербе Кацкой волости языческие символы – солнечный знак и два топора – соседствуют с православным крестом. О топорах – отдельная история, свое предание. Был, сказывают, такой Чугрей - некая злая сила, похищавшая мужиков. Ничего он не боялся, кроме... топора. Потому был у мужчин в этих краях обычай - выходя из дома, перерубать за собой топором след крест-накрест. А главный кацкий храм именуется Никольский на Топоре, или же Никола-Топор...

Местные жители продают приезжим масло, сметану, мед, клюкву; корзины плетут, делают из разнообразных материалов ужей Палучато и Белых коров, шьют кукол. Так идентичность стала основой для создания настоящего «градообразующего предприятия». Мартыново в день принимает до 10 туристических автобусов, и сезонность практически не замечается – сюда за краткой возможностью окунуться в крестьянскую историю великой России едут как зимой, так и летом.


тел. +7(495) 532-53-94

 +7(495) 532-52-94

тел. 8-925-614-64-08

8-925-506-30-33

E-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it


Экскурсии по Золотому кольцу >>>