ООО "Саньола",  "Туры по Золотому кольцу России"

  Ул. Бахрушина, дом 23, стр. 1, оф. 105.  "Как  пройти от метро "Павелецкая" 

8(495) 532-53-94

8(495) 532-52-94

8(925) 506-30-33

E-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

 

фото Успенского собора во Владимире

Владимир.

Города Золотого кольца России

Древний русский город Владимир расположен  в 190 км на северо-восток  от Москвы,  иногда его называют «воротами» «Золотого кольца».

Ранняя история Владимира малоизвестна. В большинстве летописных трудах идет упоминание о 999 годе. Археология в настоящее время подтвердить летописную информацию не в состоянии, то есть на территории города не найдено ни каких предметов, датированных концом 10 или началом 11 веков.


Официально считается, что Владимир основан в 10 веке  Великим князем Владимиром Святославовичем (Мономах), крестителем Руси.  Решение было принято на совещании Владимирского Городского Совета  небольшим перевесом голосов.  Историки до сих пор спорят о дате основания Владимира, но все сходятся в одном, что расцвет Владимира приходится на вторую половину 12 века.

В это время Владимир – это столица Владимиро-Суздальского княжества. Приоритет Владимирского княжества признается и в Москве и Киеве. Назвать Владимир столицей Русского государства - это, конечно, чересчур громко сказано, так как Русь была раздроблена  на полтора десятка самостоятельных, обособленных княжества. В то время во Владимире построены Золотые ворота, Успенский собор и Боголюбово тоже появляется тогда.

 

фото золотые Ворота во ВладимиреЗОЛОТЫЕ ВОРОТА  – это главные въездные ворота города,  кроме того - это еще боевая башня. Как боевая башня  ворота уникальны. В России  12 века ничего подобного не сохранилось.

Золотые Ворота существовали в Иерусалиме, Константинополе и Киеве. Во Владимире возведением Золотых Ворот желали превзойти первоначально, конечно,  Киев  Хотели показать, что Владимир Киеву ни в чем не уступает. Новая столица переняла пальму первенства у главного города Киевской Руси.  Створки ворот открывались и закрывались, были деревянными, обитые сверху листами золоченой меди и сверкали как золотые. Позолочен был купол надвратной церкви и,  возможно,  некоторые детали фасада. Построены ворота в 1164 году. От ворот 12 века сегодня сохранилось только две параллельные стены и арка. Все остальное – это 18 век. Полагалось,  что над аркой была открытая боевая площадка и в центре располагалась надвратная церковь. Золотые ворота – это западная граница города 12 столетия. Сегодня Соборная площадь и Золотые ворота - это центр города.

 

Самым зрелищным музейным экспонатом является не большая диорама, воспроизводящая момент взятия монголо-татарамиДиарама в экспозиции Золотых ворот Владимира в районе Золотых Ворот. На основании археологических раскопок, материалах летописи и исследований была построена диорама. Она достаточно старая, середина 70 годов, сама как музейный экспонат. Большой интерес представляет сам вид города почти 800 лет назад, в 1238 году. На переднем плане земляной вал с деревянными стенами, Золотые Ворота без всяких башен и пристроек. За стенами видны несколько храмов, которые не дошли до нашего времени. В глубине видна еще одна деревянная сена - это территория Владимирского кремля, детинец. Стены не сохранились, но есть возможность увидеть два собора на возвышенности, на лучшем месте в городе: Успенский и Дмитриевский. В это время, Владимир – настоящая столица начала 13 века, главный стольный град Руси. Но даже такие мощные стены не спасли его от взятия монголо-татарами. По оценкам историков Владимир осаждали примерно 30 000 воинов, и длилась осада 4 дня. Диорама озвучена и есть возможность посетителям услышать, увидеть и оценить весь трагизм ситуации далеких событий начала 13 века.

 

В центре города можно увидеть Троицкую церковь, последнюю построенную в городе накануне революции в 1916 году. Ее можно распознать по красному цвету построенную в псевдо византийском стиле. Сегодня здесь музей декоративно-прикладного творчества области.


 Здесь же недалеко Владимирский Драматический театр. Это не первое для театра здание. Актеры играют в нем 161 сезон и не без гордости констатируют, что они старше МХАТа. Евгений Евстигнеев начинал свою карьеру во Владимирском Драмтеатре.


Рядом с Золотыми воротами хорошо сохранились остатки земляного вала, которые ранее окружали весь Владимир и являлись границами города. Протяженность валов порядка 6 километров. Перед валами были вырыты рвы, глубина которых равнялась высоте валов и достигала 18 метров. Над валами возвышались деревянные стены. Крутые склоны рва и валов и крепостные стены представляли серьезное фортификационное сооружение.

Владимир, водонапорная башня

 

Сегодня на вал, рядом с Золотыми воротами, ведет небольшая лестница, где находится следующий экскурсионный объект: бывшая водонапорная башня. Здесь размещена экспозиция музей «Старый Владимир».  О городе рубежа веков было сказано, что Владимир – самый скучный из всех губернских городов России, что скука здесь стоит историческая. Слова эти приписывают А.П.Чехову, но когда он их сказал и где, никто не знает.

Экспозиция  в водонапорной башне поможет заглянуть в жизнь заштатного городка, расположенного на печально известном всем Владимирском тракте, некогда бывшем столицей древней Руси. Первый этаж расскажет о внешнем облике города, на втором предметы экспозиции расскажут о занятиях горожан, третий повествует о духовной культуре, а четвертый дает возможность оглядеть город со смотровой площадки.  Постепенно поднимаясь вверх по лестнице, проходя по небольшим круглым залам музея, как бы перелистываем дни и заглядываем через призму времени  на улицы, людей и дома, погружаемся в атмосферу жизни губернского Владимира - мещанского,  чиновничьего, купеческого города. И первым, что бросается в глаза – это парадная дверь, в один из домов центральной улицы города. Это не реконструкция,  а реальное крыльцо с дверью 19 века,  с реальными ступеньками, столбиками перед  парадной и булыжниками,  которыми были выложены улицы Владимира. 


Исторические фото, документы показывают всю сложность жизни, с которыми сталкивались жители города и всей России. СредняяЭкспозиция "Старый Владимир", Золотые ворота продолжительность жизни населения не превышала 26 лет, эта цифра появляется из очень высокой детской смертности, из 100 родившихся детей до 7 лет доживало около 45 человек.


Из многочисленного числа сословий проживало много людей духовного звания,  квартировались два полка военных. Самые привилегированные были, конечно,  дворяне и чиновники, каждый из которых должен был иметь форменный мундир, очень похожий на военную форму. Из учебных заведений самыми престижными считались мужская и женская гимназии, где могли учиться только дети дворян и никто иной. Здесь учиться было не только престижно, но и очень дорого.


Экспозиция "Старый Владимир" на экскурсииВ конце 19 века городе появляется первое  ремесленное училище, которое строилось и содержалось на средства купцов Мальцовых или Мальцевых  (Написание фамилий встречается и через «О» и через «Е»). Они являлись владельцами хрустальных заводов в Гусь Хрустальном. Здание строилось на средства Ивана Сергеевича, а содержалось на средства его наследника Юрия Степановича Нечаева-Мальцова, мецената, на деньги которого Цветаев создает музей изящных искусств. На музей было пожертвовано более 2-х миллионов рублей, на то время это были безумные деньги. По словам современников ремесленное училище во Владимире -это лучшее учебно- профессиональное заведение в Европе. Подобных заведений в России на момент строительства было не более пяти или шести. По окончании училища выдавались Свидетельство и  подарок, набор готовален и часы. Эти раритеты можно видеть на стендах музея.  Около 40 % населения умело читать и писать. Это для того времени был очень высокий уровень, тем более для провинциального городка России.


Поднимаясь по лестнице от одной экспозиции к другой, не услышишь про какие-либо глобальные исторические события, но монументальность это не цель данного музея. Подлинные или даже реконструируемые предметы быта, трогательные безделушки фотографии как в зеркале отражают наше отношение к самим себе.


Как маленький подарок за продолжительный подъем  вверх по лестнице – это возможность увидеть панораму города, его улиц и пригорода, золотые купола Успенского собора и колокольни с высоты почти птичьего полета.  Только здесь, на смотровой площадке, понимаешь преимущество расположения экспозиций музея в высокой  водонапорной башне.

Успенский собор во Владимире

 

Успенский собор в городе Владимир был построен Андреем Боголюбским  на лучшем месте, наУспенский собор во Владимире возвышающемся над Клязьмой холме. Собор строили в 2 этапа. Первый начался в годы правления Андрея Боголюбского и начался он в 1158 году по 1160 годы. При Андрее Владимир становится столицей княжества,  и он ведет Владимир к становлению города столицей всего государства. Естественно Андрею был нужен большой собор, который он и начал строить. Строился собор изначально с одним центральным куполом. По конструкции он был аналогичен церкви Покрова на Нерли, но других размеров. Это был самый высокий храм на Руси в 12 веке, выше, чем Софийские соборы в Киеве и Новгороде. Высота его чуть более 32 метров. Высота колокольни Успенского собора 56 метров.


В 1185 году во Владимире был жуткий пожар, сгорело 32 церкви, пострадал Успенский собор. Следующий Великий князь Всеволод собор перестраивает. Старый собор сохранили, но окружили кольцом новых стен. Старый собор  как матрешка оказался внутри. Добавили еще четыре купола, получилось пять куполов, что для 12 века было не совсем обычно. Большинство церквей за редким исключением имели один либо три купола.


Успенский собор как бы предопределил  конструкции храмового строительства будущих церквей и многие впоследствии строились по образцу и подобию Успенского собора. Самый известный из них – это, конечно, Успенский собор Московского кремля. Пока не был построен  кремлевский  Успенский,  Владимирский был главным собором русской православной церкви.


Собор всегда был действующим, в советское время в том числе. Единственно, что в 1927 году до 1944 года собор был закрыт, в нем располагался музей религии и атеизма. Но что значит 17 лет перед 850 летней историей. И сегодня музей утром и вечером работает.  Он находится в совместном использовании государства, в лице музея и церкви.  По решению церкви, по понедельникам собор всегда закрыт, если только, по каким то стечениям обстоятельств, на понедельник придется праздник Успения. Все светские праздники для церкви просто непринципиальны. Это накладывает особенность на туры во Владимир, которые проводятся в понедельник и в этот день зайти внутрь храма не возможно. 


Успенский собор возможно единственный храм, в котором сохранились, подлинные произведения, фрески  гениального русского художника 15 века Андрея Рублева и Даниила Черного. (Все фото и видеосъемки в соборе запрещены).


Во время визита царицы Екатерины  II, привыкшей к парадной роскоши, она увидела иконы кисти Андрея Рублева, которые выглядели непрезентабельно из-за почерневшей олифы, которой покрывали полотна. (По ее указанию эти иконы были вынесены из храма и розданы крестьянам. Большинство работ было утеряно. Найдено только  27 икон из 60.)  Екатерина, увидев «плачевное состояние» и общую скромность убранства храма, выделила 14 тысяч рублей. На эти деньги были изготовлены по образу и подобию  византийских  мастеров многие резные деревянные украшения, построены новые роскошные иконостасы. Изысканные атрибуты церковной утвари, изготовленные по указанию  императрицы,  вносила дисгармонию в общий стиль, интерьер  и  внутреннее убранство собора.

Фрески, которые писал Рублев, место их написания, выбранное мастеров по своему усмотрению не соответствовали принятому правилу. Так, например, сцена страшного суда обычно писалась над входом и в плоскости одной стены. Рублев же писал свою работу в старой центральной  части собора и расположил сцену на трех стенах. Лики святых на картине вполне мирские, не страшные как они обычно они изображались другими мастерами. На эту особенность живописи Рублева стоит обратить внимание. Еще интересен тот факт, что лица некоторых ангелов будут похожи на изображение ликов Троицы, которая к тому времени еще не была написана. Рублев духовно и художественно готовился к созданию образа Троицы. Успенский собор располагает  самой значительной коллекцией фресок великого мастера.

В соборе находится более 50 захоронений, из которых более 30 -  зачислены к лику святых.

 

Дмитриевский собор во ВладимиреДмитриевский собор.  Недалеко от Успенского расположился однокупольный шатровый Дмитриевский собор. Построен собор был в 90 годы 12 века при правлении Всеволода.  Собор посвящен  греческому святому Дмитрию Солунскому, весьма почитаемой личности в восточной Европе, он считался покровителем славян и был покровителем Всеволода. Князь свой собор посвящает  своему небесному покровителю.


Близкое расположение соборов Успенского и Дмитриевского перестают удивлять, когда узнаешь цели возведения храмов. Успенский был построен как общегородской, а Дмитриевский как персональный для князя и его семьи. За собором стоял дворец князя и рядом он построил  церковь для себя и своих домочадцев. «Большим гнездом»  князя прозвали скорее всего не за количества детей. У него их было 12. У его отца Юрия Долгорукого 13 детей. 10-15 детей в то время было нормой жизни в княжеских семьях и ничем он не выделялся по этим показателям от других.

Во время  правления Всеволода все княжества были объединены в единое  государство, и, скорее всего, именно это послужило основанием дать ему этот «титул». Его авторитет был непререкаем во всей стране. Это был действительно великий князь.


По конструкции Дмитриевский собор копия церкви Покрова на Нерли, но внешне – это  не легкая, летящая вверх конструкция, аЦерковь Покрова на Нерли в Боголюбово приземленное,  монументальное, твердо, стоящее на земле здание.


На фасадах здесь 533 рельефа и  80 % из них оригинальны, они 12 века. Вероятно, за  каждым из барельефных рисунков был скрыт некий смысл. Точной трактовки смысла в настоящее время не существует, но если дать задание школьникам объяснить значение каждого изображения, то половина версий будет настолько вероятной, что любая сгодится как  рабочая версия.


Можно заметить, что не освещена тема христианства. Она выдержана только  в середине между колонками. Присутствует орнамент из растений, животных, мифологических образов. Здесь находятся египетские, сирийские, индийские мотивы, все что угодно, только не христианство. Бытует версия, что владимирский епископ  после строительства собора отказался ее освещать, упрекая Всеволода в язычестве. 


Что могли означать орнаменты из растений? Может быть -  символизируется древо жизни, райский сад, или что иное. Здесь 125 изображений самых разных львов. Лев – в гербе Владимира, лев символ власти, символ стражи храма, символ Христа. Что имелось  ввиду сейчас не определить.


На трех фасадах рельефы разные, но над центральным окном, как и в Боголюбовской церкви изображен царь Давид. Но возможно здесь он символизирует идею божественного происхождения княжеской власти. Кем  был Всеволод до княжества, да никем. Он вопреки всем законам становится царем, он богом призван править. Кроме того, было желание подчеркнуть, что власть владимирского князя благословлена  богом. 


Почти всегда возникает вопрос о смысле полумесяца под крестом а соборе. Полумесяц это все же  символом ислама. Видимо, преследуя  корпоративные цели, некоторые люди, в том числе и священники, уверены что  это символом торжества христианской религии над мусульманской. Никто, правда, не может объяснить кто над кем торжествовал и когда. Скорее было наоборот, именно турки, мусульмане завоевали Константинополь. Только тогда стали говорить о кресте как символе победы. Крест 12 века, а Византия известна с  6 века и тогда такой конфликтной ситуации как сегодня вообще не существовало.


Существует и диаметрально противоположное мнение, о единстве религий в недалеком прошлом. Ведь на самом деле между исламом  и христианством гораздо сложнее найти отличия, одни и те же книжки читают представители разных концессий.  Истина есть и, скорее всего она не в пользу сравнения религий между собой, тем более что полумесяц изображается в исламской религии  не так как на православных крестах. Наиболее правдоподобна версия о том, что полумесяц - это символ Девы Марии. Есть византийское изображение Богородицы, а под ней изображен полумесяц. 


купол Дмитриевского собора во ВладимиреНа кресте Дмитриевской церкви изображена птица. Для Владимирской земли - это голубь, который символизирует святой дух. Голубь парит над землей и может благодаря его защите и собор сохранился.  Владимир – самый обычный советский город, где тоже все разрушали. Трудно себе представить, что этот собор реставрируют суровой военной  зимой 1942 года. В Химках проходит линия фронта, Ленинград в блокаде, а во   Владимире собор реставрируют. Все хорошо представляли ценность собора.


 В России подобные сооружения 12 века найти что почти невозможно.  В Европе  после 12 века много сооружений со значительно более богатой отделкой и декором, но их строили по 200 лет и какого они на самом деле года постройки сразу и не скажешь. При этом далеко не факт, что это ещё  оригинальные сооружения, декор, элементы конструкции, а не удачно выполненная реконструкция. В Дмитриевском соборе как говорилось выше 80% оригинальных барельефных изображений 12 века. Собор ныне не действующий. Внутреннее убранство похоже на церковь Покрова на Нерли, но нет никакой алтарной преграды и сохранился небольшой фрагмент алтарной живописи 12 века. Русские и греческие мастера расписывали церковь, Фрагменты греческих фресок,  как предполагают и сохранились. Специалистам фрески безусловно интересны, но красота собора все таки снаружи, 533 резных, барельефных изображения на стенах собора – впечатляющее зрелище, особенно в срезе времени.

 

Пока идет экскурсия, в воздухе разносится звон колоколов Успенского собора. С соборной площади видны купола Рождественского собора, который с точки зрения исторической ценности не представляется интересным, так как построен недавно, на месте полностью снесенного старого собора.

 

 

Во Владимире, между Успенским и Дмитриевкими соборами расположен Культурно образовательный центр «Палаты»

Здание, где расположен центр, построено в конце 18 века и называлось оно «Присутственные места» и заняло оно интересное место, находилось оно между двумя древнейшими соборами, Успенским и Дмитриевским. Изначально здесь располагалась канцелярия губернатора, действовала типография, работал суд. Это здание посещали известные люди: подолгу службы здесь бывали Александр Иванович Герцен, писатель Салтыков-Щедрин, писатель Шмелев. Своего смертного приговора ожидал Михаил Фрунзе. В советское время атмосфера в здании была такой же официальной и строгой, так как здесь размещались отделы Облисполкома. В 90 годы двадцатого столетия начинаются новые страницы в истории, Музей Заповедник передаёт Владимирской Епархии 16 церквей, 16 культовых зданий в которых находились отделы и экспозиции музея. Городские власти в связи с этим принимают решение передать здание Палат Музею. Проведя реставрационные работы, постепенно через 5 лет, к 1993 году оформляется Культурно-образовательный цент Палаты».

Экспозиции музея рассчитаны на школьников всех возрастов. Проходя по залам музея, погружаешься в жизнь города и деревни 19 века. Реалистичные интерьеры различных целевых помещений: деревенской избы, класса приходской школы, дворцовых залов, наряду с великолепной игрой гидов музея, настоящих увлеченных людей, превращают посетителей в участников грандиозного действа в формате 3D, как бы сейчас сказали. Взрослые просто переосмысливают свои поступки и мировосприятие. Сцена, где мама или няня читает стихи ребенку и с помощью самодельных примитивных, но очень милых игрушек-персонажей мультиплицирует свой рассказ, трогает своей естественной добротой, неторопливым внимательным отношением к своему чаду. И так из зала к залу перед аудиторией открываются новые сюжеты недавней жизни, которые, кажется, ушли безвозвратно, но которые хочется вернуть снова, хотя бы ненадолго в свой круговорот, где нет времени сделать стоп-кадр и задуматься.

 

тел. +7(495) 532-53-94

 +7(495) 532-52-94

тел. 8-925-614-64-08

8-925-506-30-33
E-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

 

Экскурсии по Золотому Кольцу >>>