ООО "Саньола",  "Туры в Санкт-Петербург"

  Ул. Бахрушина, дом 23, стр. 1, оф. 105.  "Как  пройти от метро "Павелецкая" 

8(495) 532-53-94

8(495) 532-52-94

8(925) 506-30-33

E-mail: This e-mail address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it

 

Юсуповский  дворец на Мойке просто удивительный.  Пусть его скромные фасады никого  смущают. На самом деле дворец как шкатулка, бонбоньерка. Внутри просто потрясающие  интерьеры и удивительно сохранившиеся. Когда в Англии  составлялся каталог «лучшие частные дома Европы»,  единственный со всего  бывшего Советского Союза частный дом, который вошел в этот каталог это был это особняк Юсуповых на Мойке.

Экскурсия по Юсуповскому дворцу идет порядка  полутора  часов. Съемка платная. В Книжном магазине можно приобрести диск про  дворец и книгу «Не парадная жизнь Юсуповского дворца». Здесь много интересного, как жили, где мылись, как устроены хозяйственные службы в доме.

Юсуповский дворец, парадная лестницаЮсуповский дворец, гобеленыЮсуповский дворец, залЮсуповский дворец, мавританский залДо революции здесь 90 лет жили князья Юсуповы.  Это одна из богатейших фамилий в России, имеющих мусульманские корни. Два сына хана  Юсуфа приезжают на службу к Ивану Грозному.  Их потомки в 17 веке принимают христианство и при крещении получают  фамилию Юсуповы.  Во владении  княжеской фамилии было несколько дворцов в Москве, Крыму в Санкт-Петербурге, но дом на Мойке был самый любимый.  Перед революцией в 1914 году Феликс Юсупов, единственный сын , женится на племяннице Николая Второго Ирине Александровне Романовой, дочери старшей сестры Ксении Александровны Романовой и входит в монаршую семью Молодые жили изолированно от родителей, во дворце в свои покои Феликс имел отдельный вход. Пока шел ремонт Ирина Жила в Крыму, а Феликс в маленькой комнатке, которую он называл гарсоньеркой,  мальчишницей (от французского  гарсон).

История дворца связана со смертью, убийством Григория Распутина. Распутин появился  при дворе  Императора, сначала как лекарь, как сейчас бы сказали,  нетрадиционной медицины.  У императора  в 1904 году родился долгожданный  наследник, сын,  царевич Алесей, который был болен гемофилией, несвертываемость крови на генном уровне. Эта болезнь и сейчас  лечится  крайне сложно, не говоря о тех годах, когда медицина была просто бессильна.  Отсюда и стали появляться различные целители.  Григорий Распутин, один из них, он  не лечил, но успешно помогал. Он снимал боли, при приступах, он говорил, когда спадет  температура   и боли закончатся и главное, что его предсказания сбывались. Его возможностью  предвидеть  стал пользоваться император, Распутин стал влиять на государственные решения, стал вмешиваться в политику. А это стало сердить всех многочисленных Романовых.

Феликс Юсупов подготавливая убийство Распутина, считал, что спасает  репутацию дома Романовых от порочащего престол мужика в неопрятной одежде и совершает патриотический поступок.  В этот вечер был ещё один близкий  родственник Императора, двоюродный брат Николая Второго,  Дмитрий Павлович  Романов. Убийство Распутина  рассматривается как монархический заговор, так как его совершали два близких родственника Монарха.

В кабинете Феликса, а он на первом этаже, можно увидеть восковые фигуры заговорщиков, которых пригласил Юсупов  себе в помощь. Одна из фигур стоит близко к двери.

 

Распутин был приглашен в дом под предлогом, что жена Феликса, одна из красивейших дам Санкт-Петербурга, хочет познакомиться с ним. Но это был предлог, Ирины  в это время во дворце не было.
 

Планировалось Распутина отравить, заговорщики выбрали  цианистый калий, яд к которому не привыкают. Яд подмешали в пирожные, спиртного Распутин не пил. Григорий Распутин съел пирожное, но проходит первый и второй час, а с ним ничего не происходило. На Распутина цианистый калий не подействовал. Подозревают, что доктор Лазоверт,  который должен был начинить пирожные кристаллами яда, испугался, так как становился непосредственным исполнителем убийства,  и заменил  яд на безобидный порошок.  Все участники нервничали и могли  непродуманными действиями сорвать операцию и Феликс  решается  спуститься к Распутину. Что бы как бы объяснить причину задержки Ирины.  Заговорщики решили, что если яд не действует, то Распутина  следует застрелить.  Они спускаются в подвальную комнату, специально сделанную для этой цели, играет граммофон, инсценируя вечеринку. Феликс позвонил Распутину  и сказал ему, что как только гости разъедутся, так Ирина к нему и спустится, надо только подождать.
Крутая лестница, свидетельница кровавых  событий, ведет в подвал. По дороге дверь, по которой смертельно раненный старец, а за ним Феликс выбегут в сад.
 

Столовая в цокольном этаже, здесь произошли эти трагические события.  Распутину 47 лет. Старец это не возрастная категория,  а духовная. Он был невысокого роста, где то 1 м 75 или 1 м 76 см. Феликсу было 29 лет, он спускается сюда с пистолетом, а Распутин в это время стоял у хрустального распятия, оно было старинное 16 века.  Феликс целится  и старается попасть в сердце, он был плохим стрелком, выстрел оказался не смертельным, ранил Распутина в бок. Но, по словам доктора  Лазорверта смерть должна наступить  сама собой через 10 - 20  минут. И  Старца оставили одного умирать в этой столовой.

 

Открыто Распутина никто убивать  не хотел, это было бы другое преступление, это был бы удар по Императору. Планировалось убить,  а тело где-нибудь  подложить. Планировалось даже имитировать выезд Распутина из дворца, на случай, если кто- то  бы видел его прибытие. Всё  должно  было выглядеть так, что старец  был, но уехал.  Дальше события развиваются как в страшном фильме ужасов. Феликс спускается к Распутину, что бы убедиться в смерти Распутина, наклоняется над телом. Тут открывается  один глаз, затем второй и на Феликса смотрит пронзительный взор . Феликс  цепенеет в ужасе и только, когда  Старец вцепляется в шею, Феликса и начинает его душить,  молодой человек  с криком  он жив вырывается из цепких лап и убегает. Распутин пытается выбраться через дверь в сад и только здесь один из заговорщиков, Пуришкевич,  стреляет в  убегающего и двумя пулями убивает его. Тело вывозят и топят. Так закончилась жизнь Григория Распутина.

Юсуповский дворец реконструирует архитектор Михайлов. Это была его лучшая работа по созданию интерьеров.  В 1830 годах Михайлов увеличивает здание и объединяет новые  и старые помещения в единую анфиладу парадных залов второго этажа.  Дворец становится трехэтажным. Здесь помещается картинная галерея Юсуповых , 5 выставочных залов, Бело колонный  зал, Красная и синяя гостиные, Ротонда. Завершает анфиладу роскошный домашний театр. После революции отсюда передаются 45 тысяч экспонатов  в виде разных коллекций в музеи страны.

Увлекательная экскурсия по залам, каждый из которых прекраснее предыдущего доходит до каминной . В комнате  изящная мебель. Столик сделан в Италии  из наборной  древесины.  Украшен  мозаикой из полудрагоценных камней.  Обращает на себя внимание красивая, объёмная, рельефная,  выпуклая мозаика под столешницей. Обивка на мебели, гобелен, шерсть. Это единственная  мебель во дворце с обивкой 19 века

Пока  хозяин  дома жил в Париже, в  одном из залов Лувра он увидел камин 16 века.  Это время правления Генриха  Второго.  Для этой гостиной было решено заказать копию камина. Во дворце копия 19 века.  Оригинал до сих пор стоит в Лувре. Сам камин из мрамора бело-красного. Украшения над камином не мраморные – это картон. Картон довольно плотный с добавкой гипса.  
Украшения выполнено в технике папье- маше  с  пресс картона. Это имитация и её очень много во дворце.  Тонирование  папье маше придает изделиям  из них    эффект  натурального материала, древесины различных пород или камня.  Появляются новые технологии, позволяющие имитировать природные материалы.  В  это время, искусственный мрамор стоит дороже натурального.

На черном бархате над камином раньше была коллекция холодного серебряного оружия.  Кабинеты принято было украшать оружием, её передали в Русский музей. С 19 века сохранился камин , облицованный яшмой, часы над камином Юсупову принадлежали. Раньше  они имели несколько циферблатов, барометр, календарь. Часы французской работы.

Николай Борисович  Юсупов.  Юрист по образованию, закончил  Петербургский университет, стал дипломатом.  Он великолепно играл на скрипке, был  виртуозным музыкантом ,  давал концерты, в  самом Париже.
В библиотеке был кабинет хозяина дома.  Монограмма  хозяина  дома видна в медальоне -  русские буквы под символом княжеского достоинства. Это не корона, это княжеская шапочка,  изготовлена по специальному заказу во Франции вместе  с монограммой хозяина дома.

Сейчас на полочках библиотеки не осталось ни одной Юсуповской книги. Библиотеку разобрали. Она была необычайно ценной, были даже рукописные пергаменты 12-13 веков. Книги попали в различные библиотеки . Здесь же сделали зал редкой книги. На полках книги, которые принадлежали Николаю Второму, писателям  Жуковскому, Вяземскому, Набокову, Раевскому.

Из всех шкафов,  которые есть в библиотеке, оригинальными  19 века являются только двухэтажные с бронзовой балюстрадой,  дубовые.  В витринах коллекции монет и медалей.  На второй этаж попадали по лестнице, которая была скрыта от глаз. Открывалась дверка в торце  шкафа,  выдвигалась лестница под наклоном, и таким образом  можно было попасть по ней на второй этаж.
Революция застала Юсуповых, когда они отдыхали в Крыму в Кореизском  дворце. Они из Крыма уплывут в эмиграцию, а вот Феликсу удалось сюда пробраться. Он тайно вывез из дома фамильные драгоценности. Забрал 2 картины Рембранта из домашнего музея. Остальные ценные вещи были запрятаны в тайники. После революции в 1919 году ценности искали и нашли 4 тайника.
 

Тайник в библиотеке не заметили. Его нашли позже, через 6 лет, когда разбирали книги. В 1925 году сняли все книги с полок и обнаружили дверь с окошечком. Дверка вела в очень маленькую комнатку сейф. Там нашли 27 писем Александра Сергеевича Пушкина, ранее не известные историкам. Письма были написаны к дочери Кутузова. Эта находка просто потрясла научный и литературный мир.
 

Рядом с кабинетом находится бильярдная князя. Турецкий кабинет. Второе название – диванная. Диваны 19 века из натуральной кожи. Диваны в России  появляются с востока в период  многочисленных  русско- турецких походов. Стол для бильярда тоже 19 века, у него мраморная столешница, сохранились шары, подставки  под кий. Здесь было шумно, стук шаров мог мешать разговору гостей, которые сидели на диванах и тихо переговариваясь, ждали своей партии.  На самом деле стук шаров никому не мешал.  В помещение был заложен проектом эффект поглощения акустических волн. В потолочных нишах, прямо в кирпичную кладку вмонтировали полые глиняные трубки, которые служили резонаторами и усиливали голос людей в определенных точках помещения и гасили посторонние звуки. Эффект потрясающий, голос спокойно говорящего человека, идущего по комнате, то вдруг резко затихает, то вдруг усиливается как будто он взял микрофон. Экскурсовод  это эффектно демонстрирует всем присутствующим.
В отделке  помещения применено  ореховое дерево, стены окрашены под желтый мрамор. На стенах повешены копии картин Рембранта, оригиналы которых вывезли Юсуповы из дворца. Теперь они  в Вашингтоне в национальной картинной галерее.

Юсуповский дворец, витражиЮсуповский дворец, домашний театрВ одном из залов ,оригинально решено освещение. На потолки делается световой фонарь Для 19 века – это новшество.  Окна выходят в оставшуюся часть дворика и поэтому их закрывают витражами. Работа 19 века русскими мастерами.

Для модернизации домашнего театра приглашают Александра Степанова. Он  оригинальным способов увеличивает размер предыдущего театра за счет подсобных помещений. Благодаря Степанову появляется  белокаменная лестница, по которой спускаешься в партер домашнего театра. Степанов углубил театр, но он уже не мог увеличивать вертикальный размер театра.  В этом небольшом пространстве он  смог вместить все элементы европейского театра. Он делает балкон, чуть выше ярус, уютный партер. Его обрамляют разные ложи, но наиболее пышно оформлена княжеская ложа с монограммой Зинаиды Николаевны, матушки Феликса. Латинские буквы переплетаются, но первая буква имени прекрасно прочитывается.  Феликс говорил, о том, что матушка была прекрасной актрисой, что даже Станиславский шутливо приглашал ее к себе в труппу, увидев ее игру    в любительском спектакле. Монограммы Зинаиды Степановны украшают и верхние гостевые ложи. Здесь все как в больших театрах, есть  гримерки, глубокая оркестровая яма, декорации хранятся под сценой.
 

В театре безупречные пространственные пропорции, потому что Степанов сделал площадь зрительного зала равной площади сцены и очень качественная акустика зала.
В зале проходят представления и сейчас. Вместимость зала 180 человек. Когда снимаются чехлы со стульев, видно, что спинки повторяют узор стен. Стиль современное барокко, рококо, выпуклая золоченая лепнина делает зал похожим на драгоценную шкатулку.  А живопись является как бы крышкой  этой шкатулки. Живопись вся оригинальная 19 века,  как и сохранившийся занавес.

 

C 1925 года здесь,  на Мойке 94 располагается дом учителя,  действующий и по сей день.

 

8(495) 532-53-94

8(495) 532-52-94

8(925) 506-30-33

 

Туры в Санкт-Петербург на автобусе>>>

 

Автобусом к морю>>>

 

Туры по Золотому кольцу>>>

 

Речные круизы>>>

 

Санатории Белоруссии>>>